19.01.2007 | 19:50

Неизвестная провинция

Москва знакомится с "Неизвестной провинцией". Фотовыставка в Институте искусствознания приурочена к выходу в свет очередного, восьмого тома Свода памятников архитектуры и монументального искусства России. В издание вошли фотографии, планы и описания неизвестных усадеб и храмов Тверской области. Рассказывают "Новости культуры".

Появлению каждого такого сборника предшествуют десятилетия работы. Сначала в архивах, потом на местах, куда добраться иногда можно только пешком и зачастую увидеть лишь руины архитектурного памятника. Так, например, случилось с усадьбой Воронцовых-Бутурлиных Белкино.

Сфотографировать, сделать замеры, составить описание и снова в архив. Самое сложное – установить имена архитекторов храмов. Раньше их не принято было указывать, а иногда просто брался столичный проект, правда, в уменьшенном виде. Например, ученые уверены, что прототипом Смоленской церкви села Кочемли послужил московский храм Матвея Казакова на Маросейке, а вот церковь Рождества Богородицы в Селе Салтыково аналогов не имеет. Это – уникальный образец зрелого классицизма.

"Церковь центрического плана, очень компактная, очень цельная. У нее были две отдельно стоящие колокольни, что вообще – уникальный случай. Они не сохранились, но есть описание, и церковь с одной стороны отличает монументальная торжественность, с другой – тончайшая отделка", – рассказывает куратор проекта Георгий Смирнов.

Исследование отделки храмов – еще одно большое направление работы ученых. Главной находкой прошлого года стали росписи Богоявленской церкви села Еськи. Сцены изгнания торгующих из храма выполнены на очень высоком художественном уровне. Авторство этих фресок вновь стало загадкой.

Радует ученых и большое количество находок – до нескольких сотен в год, – и то, что подобные издания на деле помогают сохранить уникальные сооружения. Ссылка на публикацию, в которой здание признано памятником истории, иногда, в буквальном смысле, останавливает бульдозер.