22.01.2007 | 15:09

Люди и двери

Петербургский фотохудожник Стас Шапиро – признанный мастер классической фотографии. При этом он никогда не отказывается от экспериментов, используя естественное освещение, сиюминутное настроение или ситуацию. Результат можно увидеть на выставке, которая открылась в петербургском Музее Набокова. Называется она "Люди и двери". Рассказывают "Новости культуры".

Достучаться, дозвониться, не просто раскрыть, а распахнуть настежь. Стас Шапиро не любитель подсматривать в замочные скважины. Для него человеческие лица – двери в очень личный мир, обычно спрятанный от любопытных. Тут надо верно подобрать ключик, а затем открывать человека медленно, пока не появится щелочка, через которую выглянут чувства. Каждый раз это сюрприз и для фотографа, и для самих героев, иногда они не узнают себя на портретах.

"Конечно, удивило. Одно дело, человек видит себя в зеркале, и другое дело – фотография, которую выбирает фотограф. Конечно, это другое видение, другой ракурс, нежели человек сам на себя смотрит", – объясняет Шапиро.

Проемы, окна, арки фотограф собирал шесть лет. Здесь жуткие подворотни Новой Голландии, хижина, сколоченная из дверей, и даже улыбающийся глазастый дом из немецкого города Любик. Никаких пейзажей, только портреты. Просто на одних открытые люди, а на других – закрытые двери. "Есть единая мелодия, которая объединяет разные образы людей и образы входов, загадочных окон, красивых и безобразных дверей, и за всем этим сюжет", – говорит писатель Анджи Конников-Галицкий.

Для многих эта выставка стала шоком. Вместо ярких и сочных фотографий, которые Шапиро привозил из археологических экспедиций, – мрачные городские пейзажи и печальные глаза. "Просто я хотел приоткрыть дверь и в свою душу", – признается художник.