23.01.2007 | 11:17

История видеоарта в России

Видеоарт как направление актуального искусства существует в России более двадцати лет. Настало время писать его историю, считает известный искусствовед и куратор Антонио Джеуза. Он исследует российский видеоарт уже пять лет и выявил три этапа в развитии этого направления. Первый представлен на выставке в Московском музее современного искусства. Рассказывают "Новости культуры".

Экспозиция выставки строится по хронологии. Самые ранние работы находятся на втором этаже. Их не так уж много. Ведь для некоторых художников видеоарт – уже пройденный этап. Оказалось, что даже не все помнят, что когда-то снимали фильмы. В 80-е годы это искусство было таким же подпольным, как андерграунд 60-х. Тогда было трудно достать камеру, да и показывать свои фильмы было негде. В Петербурге существовало даже пиратское телевидение. Конечно, его программы видели лишь друзья и коллеги.

Куратору проекта Антонио Джеуза удалось разыскать один из первых видеофильмов, снятых Андреем Монастырским в 1985-м году. Хотя на экране в течение получаса зрители видят лишь самого автора, главное для него не собственная персона, а исследование выразительных возможностей камеры. "Он даже сказал мне: "Мне здесь неудобно, потому что спектакль, актер и камера здесь – главное. Камера стала событием, а не просто средством, чтобы фиксировать документальность"", – рассказывает Антонио Джеуза.

Видеоарт – это не только высказывание художника, сделанное с помощью камеры. Иногда монитор является лишь составной частью какого-либо объекта. Так, Аристарх Чернышев совместно с Владиславом Ефимовым представил на выставке инсталляцию "Гальвания", сделанную в 1996-м году. ""Гальвания" посвящена феномену электричества, посвящена научным опытам, которые к неизвестно к чему могут привести. В частности, в результате опытов Гальвани человечество получило электричество", – говорит Аристарх Чернышев.

Для Аристарха Чернышева видеоарт – это пройденный этап. Сам он уже увлечен новым направлением – дивайс-артом, где художники обходятся вообще без компьютора. Теперь видеоарт признали даже академики. "Надо дать возможность, чтобы молодежь сказала свое слово", – считает президент Российской академии художеств Зураб Церетели. Есть ли у видеоарта перспективы, покажет время, ведь проект продлится до 2010-го года.