23.01.2007 | 12:06

"Квадратура круга", или умная и талантливая шутка

В Казани, в Театре имени Качалова все готово к премьере. Спектакль по пьесе Валентина Катаева "Квадратура круга" еще Станиславский назвал "умной и талантливой шуткой". 25-го января казанские зрители смогут по достоинству оценить усилия постановщиков и актеров. Рассказывают "Новости культуры".

До драки на саблях их довела совместная жизнь. Две пары молодоженов ютятся на одной жилплощади. Ничего удивительного, ведь в молодой стране советов совершенно особые представления о любви: "разделение труда, взаимное понимание и рабочий контакт". Эта позиция в финале пьесы потерпит фиаско. Понять это можно и по названию: "Квадратура круга" – это "невыводимая" формула большого чувства. "Любовь, которую невозможно преодолеть, – об этом спектакль", – считает актер театра Илья Славутский.

Сюжет на все времена, но в оформлении пьесы отчетливо угадывается стилистика НЭПа. Он скромно расположился в глубине сцены, но в сценографии играет ведущую роль. Пружинный матрас был культовым предметом той эпохи и непременным, а подчас и единственным атрибутом быта молодой советской семьи. Тогда же, в 20-х, его воспели Ильф и Петров в бессмертных "Двенадцати стульях", и это не единственное, что объединяет два произведения. Евгений Петров был родным братом автора пьесы Валентина Катаева. Он же стал свидетелем мирового триумфа "Квадратуры круга", когда первый советский водевиль дал фору сонму американских мюзиклов.

"Писал: "Первое, что я увидел на Бродвее – это очереди на твой спектакль"", – рассказывает главный режиссер Театра имени Качалова Александр Славутский. На сцене МХАТа "Квадратура круга" была сыграна 629 раз, потом спектакль успешно шел на французских и греческих сценах и даже спас от банкротства молодежный театр Сан-Пауло в Бразилии, но на некоторое время был забыт. Несправедливо, – уверены молодые актеры. Мизансцены только на первый взгляд кажутся невозможными в жизни. "Когда хочешь быть рядом с любимым человеком, можно разделить все трудности", – убеждены актрисы театра Надежда Ешкилева и Елена Ряшина.

В театре уверяют, что не собираются морализировать, а лишь хотят напомнить: любовь – это материя, которая в формуле не нуждается. Искать четкую схему любви – все равно что пытаться увидеть углы в окружности.