23.01.2007 | 12:37

Табла – идеал ударного инструмента

В Рахманиновском зале консерватории звучала индийская музыка. Свое мастерство демонстрировал Шри Анил Дикшит – известный в Индии исполнитель на барабанах табла, а теперь – преподаватель Московской консерватории на кафедре "Музыкальные культуры мира". Ему помогали российские музыканты, которые всегда сопровождают Анил Дикшита в концертах. Рассказывают "Новости культуры".

Анил Дикшит разыгрывается так: молитва и медитация одновременно. При этом пальцы отбивают ритмический рисунок. Четыре года назад он окончательно перебрался в Россию, чтобы преподавать. С тех пор ему постоянно задают один и тот же вопрос: сколько нужно учиться для того, чтобы действительно хорошо играть на табла. Ответ прост: всю жизнь. "Сначала, я говорю, что вам нужно просто трогать . Трогайте и чувствуйте. Вы чувствуете? Или нет?", – учит Шри Анил Дикшит

Множество принципов индийского исполнительского искусства строится на чувстве инструмента, мелодии, ритма. Так, например, сам инструмент табла в Индии считается мелодическим. Европейским музыкантам это понять довольно трудно. Многие профессиональные перкуссионисты считают табла идеалом ударного инструмента, так как, несмотря на простую конструкцию, табла имеет большие выразительные и звуковые возможности. В частности, это барабан, на котором можно сыграть гамму. Без клавиатуры и перенастройки. Недаром в Индии табла барабаном не считают. Табла – это табла, говорят они.

Гамма, которую мы можем услышать, с точки зрения индийского музыканта, – грубый спектр, радуга без оттенков. "Сама октава акустическая делится на двадцать два условных различных интервала, каждый из которых внутри еще более дробен", – объясняет доцент Московской консерватории Маргарита Каратыгина. Только годы вслушивания в звуки табла, делают понятной ту звуковую палитру, в которой создаются произведения для табла, например, под названием "Жизненный путь".