24.01.2007 | 12:01

"Тайный брак" от патриарха оперного театра

Борис Покровский считает оперу "важнейшей из искусств, и не только искусств, – важнейшим делом всей своей жизни". Накануне художественному руководителю и главному режиссеру Московского академического Камерного музыкального театра исполнилось 95 лет. Официальные торжества по поводу юбилея пройдут в начале февраля, а минувшим вечером в Театре Покровского состоялась премьера – опера "Тайный брак" Доменико Чимарозы. Рассказывают "Новости культуры".

Каких только эпитетов за свою жизнь не удостаивался Борис Покровский: царь Борис русской сцены, легендарный режиссер, патриарх российского оперного театра; а сколько поколений почитателей оперного искусства выросло на его спектаклях.

За свою жизнь Борис Покровский поставил около двухсот опер. Первой была едва ли не самая популярная – "Кармен". Она увидела свет рампы в 1937-м на сцене Горьковского оперного театра. Завершает список постановок Покровского опера, известная в России, в основном, по названию: "Тайный брак" Чимарозы.

Последний раз в России эта опера ставилась в конце XIX века, а в Москве и вовсе никогда не шла. История же, рассказанная в ней, на первый взгляд, довольно далека от современных людей. "А что такое тайный брак? Нужен ли он современному молодому человеку, если он может любую девку ущипнуть за задницу в любом месте? Зачем ему скрываться?", – задается вопросами Покровский.

Борис Покровский никогда не актуализирует спектакли. Если действие происходит в доме богатого купца, желающего выдать дочек за титулованных женихов, то так и будет на сцене. Никаких новых русских. Хотя параллели напрашиваются сами собой. "Родитель мечется, чтобы устроить получше и себя за счет дочек. У нас это сплошь и рядом, но мы не поем под музыку Чимарозы о женихе – президенте кампании", – рассказывает солист Камерного музыкального театра Герман Юкавский.

Любитель парадоксов Борис Покровский утверждает, что приоритет музыки в оперном театре опасен. Поэтому итальянская опера, вопреки современным тенденциям, идет на русском языке, чтобы зрителей ничего не отвлекало от развития сюжета. Спектакль, поставленный мастером в "старых добрых традициях", на фоне тотального осовременивания классики выглядит свежо, если не сказать авангардно. В свои 95 Борис Покровский остается режиссером-новатором.

Читайте также:
В постановке Бориса Покровского