24.01.2007 | 12:36

"Война и мир". Наш ответ Голливуду

Сегодня отмечает юбилей замечательная актриса Людмила Савельева. На ее счету около двадцати фильмов: "Бег", "Чайка", "Всадник без головы". Однако, без сомнения, в историю кино она вошла в образе Наташи Ростовой из киноэпопеи "Война и мир" Сергея Бондарчука. На советские экраны фильм вышел в 1967 году, а в 1968 году в Америке "Война и мир" была удостоена заветного "Оскара", 1970 год в Японии был объявлен годом Людмилы Савельевой. О том, как создавался киношедевр и какие из артефактов великого творения хранятся в запасниках "Мосфильма" сорок лет спустя, рассказывают "Новости культуры".

Фильм "Война и мир", как говорят киношники, "находился в производстве" пять лет. Результат колоссального труда съемочная группа представляла в кинотеатре "Ударник". Продолжительность картины почти семь часов, реакцию публики предсказать невозможно. Успех фильма был ошеломительным, зрители плакали.

В хранилище информационного центра "Мосфильм – инфо" собрано несколько сотен фотографий и негативов со съемочной площадки картины. Экранизация Толстого с самого начала была делом государственной важности, нашим ответом Голливуду, где Кинг Видор снял по "Войне и мир" свой фильм. Средств не жалели ни на саму постановку, ни на ее рекламу. Все фотоснимки для буклетов Сергей Бондарчук отбирал лично. "Если режиссеру тот или иной кадр нравился, он писал: "Р", – рекламный", – рассказывает консультант Информационного центра "Мосфильм – инфо" Галина Борисевич.

Одной из самых важных и сложных задач был подбор актрисы на роль Наташи Ростовой. В американской картине ее прекрасно сыграла Одри Хепберн, и представить другую в этой роли было сложно. К кандидатуре Савельевой Бондарчук поначалу отнесся скептически. Он не был поклонником балета, а потому сильно сомневался, что балерина сможет сыграть драматическую роль. Но после первой же пробы его мнение изменилось.

Музей киноконцерна "Мосфильм" полностью сформировался только летом прошлого года. Все, что имеет киноценность, собрано там. Правда, сохранилось совсем не много. Великолепные наряды Наташи Ростовой больше не существуют. Все в чем работала актриса в этой картине, было из шелка, а шелк изнашивается.

Среди музейных экспонатов удалось отыскать только два подлинных костюма: парадный мундир Андрея Болконского и платье Элен – героини Ирины Скобцевой. Правда, неплохо сохранился так называемый гужевой транспорт, который тоже сыграл в фильме важную роль. Кареты, коляски, сани, а на лестницах ландо даже сохранились следы подошв. "Может быть, потому что коляска не реставрировалась с тех времен", – объясняет экскурсовод Елена Морозова. Карета в киноэпопее "Война и мир" сыграла одну из главных ролей. В ней Наташа Ростова ехала и на первый в своей жизни бал, и вместе с семьей покидала Москву, "отданную французу".

Сегодня в информационном центре "Мосфильм – инфо" хранятся фотографии и негативы более четырех тысяч отечественных фильмов. Собрать такую уникальную коллекцию позволил непреложный закон, существовавший когда-то. Каждая съемочная группа в обязательном порядке предоставляла киностудии свои фотоархивы. Сегодня этим правилом многие пренебрегают. Что останется в истории от кинематографа начала XXI века, покажет время.