24.01.2007 | 14:13

Керамика – это удел мужественных

К 90-летию художницы Рены Цузмер в музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств открылась выставка ее работ "Посвящение". Ученица Фалька и Фаворского, Рена Моисеевна создала новую, декоративную керамику, о которой говорила, что она "подобно фуге, полифонична. В ней слились три голоса: скульптура, живопись и графика. Только при гармоничном их слиянии она звучит ясно и чисто". Рассказывают "Новости культуры".

Она никогда не делает эскизов даже к масштабным работам. Не боится ошибок, справедливо полагая, что владеет даром импровизации. Работу с керамикой она шутливо называет уделом мужественных. Никогда не знаешь, каким будет красочный слой после обжига. "Когда подходишь к этой печи, еще теплой, и видишь эти произведения, в первый момент тебе кажется, что это совсем не то. Потом ты начинаешь привыкать к этим вещам, они начинают остывать и приобретать тот цвет, который ты задумал", – рассказывает художница.

Тема новой выставки Рены Цузмер – русская литература. Центральный экспонат – триптих: Пушкин, Грин, Булгаков – любимые писатели художницы. Здесь и керамические панно с иллюстрациями к "Мастеру и Маргарите", и вазы с осенними видами Михайловского, и абстрактная композиция "Бегущая по волнам". Несмотря на сложность технологии, художница добивается насыщенного цвета в самых неожиданных сочетаниях.

Акварели и гуаши, также представленные на выставке, – продолжение экспериментов мастера с цветом. Что удивительно, определить ранние и недавние работы практически невозможно. На протяжении полувека художница верна себе, а на вопрос, как ей это удается, уклончиво отвечает: "А вы знаете, сколько тысяч лет существует керамика?".