25.01.2007 | 12:58

Винзавод – место встречи современных художников

Один из новых арт-центров России расположится в цехах, складах и хранилищах бывшего столичного Винзавода возле реки Яузы. "Верю" – проект с таким немного патетичным названием открывает не только новую территорию экспериментов современных московских художников, но и Вторую московскую биеннале современного искусства. Официальное открытие состоится через несколько дней, а пока на предварительную проверку "винных погребов" были приглашены художники и журналисты. Во что верят современные художники, рассказывают "Новости культуры".

Требовать от художников точности во времени и в пространстве – дело, заведомо обреченное на провал; а если художников много и все они собрались все-таки на одной территории, то в силу обязательно вступает тезис "Анархия – мать порядка". Пресс-конференция автоматически превратилась в импровизированное триумфальное шествие по новым владениям. "Мы с вами проведем экскурсию по совершенно незавершенному проекту. Все еще в процессе, все еще делается, все еще не устоялось", – поясняет куратор проекта "Верю", художник Олег Кулик.

Гулкие туннели под землей – нечто среднее между катакомбами и залами метрополитена. Восемь метров в высоту и около трехсот метров пространства на каждого художника, с его верой и проектом. Кто-то это пространство огораживает чумом и предлагает медитировать, кто-то, как художник Георгий Пузенков, предлагает прыгать в высоту на 2 метра 45 сантиметров – предел человеческих способностей в полете вверх. Кто-то, как Виноградов и Дубосарский, реставрирует старые фрески XVIII века и выставляет на суд зрителя фотоотчет о проделанной работе.

Кто-то расставляет фигуры бездомных собак из поролона, как художник Сергей Шеховцев, а кто-то строит эскаватор, как Дмитрий Пригов, утверждающий, впрочем, что это никакой не эскаватор, а подземное чудище, жмущееся поближе к человеку. "Верить надо в то, что искусство – это не только индустрия, но это еще и волшебство. У него нет функций развлекать, ублажать, но оно есть ценность само по себе", – утверждает искусствовед, комиссар Второй московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн. Поскольку этот проект художественно-оптимистический, верить художники призывают только в положительные эмоции и, в сущности, больше ни на что не претендуют.

Читайте также:
Проект художественного оптимизма "Верю"

"Верю" – это состояние