27.01.2007 | 16:38

Сделано в СССР

Накануне февральских торгов аукционный дом "Сотбис" открыл в Москве выставку двух десятков работ. Перестроечный бум конца 80-х, когда произведения наших современных художников шли "на ура", давно затих. Удовлетворив интерес к искусству "из-за железного занавеса", европейские аукционисты предпочитают проверенные имена из малого классического набора: Айвазовский, Шишкин, Фаберже. Однако на этот раз в основу аукционной коллекции снова вошли произведения художников отечественного неоавангарда. Рассказывают "Новости культуры".

Делать ставку на современное русское искусство – рисковый шаг для любого коллекционера. Неофициальное искусство страны советов периода 60-х – 90-х популярно, но не проверено временем. Ценность и цену определить пока очень трудно. Впрочем, у аукционного дома "Сотбис" есть прецедент: в 1988 году торги русским авангардом и полотнами нонконформистов в Москве были весьма успешными. Спустя почти двадцать лет либо в русском искусстве не так уверены, либо в заинтересованности коллекционеров, но русское искусство в этот раз пойдет с молотка вместе с западными классиками той же эпохи – Энди Уорхолом, Дамианом Херстом и Виллемом де Кунингом.

"Конечно, интерес западных коллекционеров может показаться весьма поверхностным. Да, они знают: "Горбачев", "перестройка", "гласность", но не знают, чем именно вызван отказ ваших художников от привычных изобразительных форм. Но тенденция возникновения интереса к русскому современному искусству во всем мире очевидна", – поясняет исполнительный директор, глава русского отдела "Сотбис" Джо Викери.

Самым лакомым куском этих торгов, по предварительным оценкам экспертов, может стать соц-артовский опус Эрика Булатова – "Революция-перестройка" со стартовой ценой 80 тысяч фунтов. Представлены будут и концептуалист Игорь Макаревич, и "Абстракция без названия" Лидии Мастерковой, по преданию, купленная на бульдозерной выставке 1974-го года. Также картины Олега Васильева и концептуальный альбом "Эрос" Виктора Пивоварова. Предполагается, что торги подобного содержания станут регулярным событием в британской столице.

Устраивать предаукционные выставки – в порядке вещей для каждогокрупного торгового дома Лондона. Однако в этот раз результаты торгов предсказать невозможно. Например, на минувшей неделе русского искусства в Лондоне, торги проходили совсем недавно – в ноябре прошлого года, – знаменитого на западе Кабакова никто не купил. Чего ждать от предстоящих торгов, узнаем в феврале.