29.01.2007 | 11:15

"Диалог поколений" в Московской филармонии

Московская государственная филармония отмечает юбилей – 85 лет. Впрочем, многие музыканты, убеждены, что этот возраст сильно преуменьшен. По их мнению, филармония – прямая наследница традиций Русского музыкального общества, созданного еще в 1860 году. Как бы то ни было, история столичной филармонии – это летопись отечественного исполнительского искусства. О прошлом и настоящем крупнейшей концертной организации страны рассказывают "Новости культуры".

Вот уже пятьдесят два года Гарри Гродберг каждый месяц выходит на сцену Концертного зала Чайковского. С сожалением признает, что он самый старый артист Московской филармонии. Попал сюда по рекомендации Святослава Рихтера и хорошо помнит концерты и великого пианиста, и его учителя Генриха Нейгауза, квартета Бородина, и дирижера Кирилла Кондрашина.

Быть или не быть артистом филармонии, – когда-то такого вопроса просто не стояло. Однако филармония была нужна не только артистам, но и слушателям. Неслучайно о необходимости создания этой концертной организации заговорили, когда в стране еще была полная разруха. В 1921 году нарком Луначарский подписал указ о создании Московской филармонии. Уже позже появился и свой концертный зал – Зал имени Чайковского. Впрочем, произошло это при весьма трагических обстоятельствах. Строившийся для Мейерхольда театр после его ареста стал достоянием филармонии. Выступить на этой сцене, или на сцене Большого зала консерватории, – такой чести артисты удостаивались далеко не сразу. Владимир Спиваков, например, хорошо помнит, как вначале он выступал в филармонических концертах в обыкновенных школах. "Получали мы очень мало денег. Как мы тогда шутили: "Ставка больше, чем жизнь". Я получал пять рублей с вычетом за бездетность и подоходный налог", – вспоминает Спиваков.

Впрочем, какая могла идти речь о деньгах, если только филармония давала возможность выступить на лучших сценах и с лучшими музыкантами. Так остается и по сей день. Виолончелист Александр Бузлов стал солистом филармонии в прошлом году, когда ему было всего 22 года, но у него уже были контракты с западными менеджерами. "Есть какие-то менеджеры и в Америке, и в Испании, но безумно важно играть у себя дома", – считает Александр Бузлов.

Сейчас все музыканты говорят, что работать с филармонией стало просто, не хуже, чем с западными менеджерами. В филармонии это называют: "обеспечить необходимый уровень комфорта". Два года назад в зале провели реконструкцию – улучшали акустику. Взяли курс на то, чтобы найти компромисс в отношениях со многими музыкантами, не входящими в состав филармонии. На сцене Зала Чайковского снова стали выступать Башмет, Спиваков, Гергиев. Полупустые еще пять лет назад залы снова стали заполняться. "Количество тех людей, которые себе представляют, что раз в месяц они могут пойти на концерты классической музыки, явно увеличилось. Мы над этим работаем", – говорит Директор концертных программ Дмитрий Гринченко.

Общедоступные абонементы, грамотная пиар-компания, и все это, не забывая традиций. Одни из самых старых афиш московской филармонии. Сохранились старые афиши Московской филармонии: 1933-й год – первый конкурс пианистов, скрипачей и виолончелистов. Афиша 1940-го года сообщает о концерте Владимира Софроницкого. Неброско и информативно. К современным афишам предъявляют совсем другие требования. Диалог традиций. Почтение к старым артистам, поиск новых имен. Желание сделать филармоническую жизнь артистов максимально комфортной. Результат – признание от самих артистов.

В честь 85-летия Московской государственной филармонии сегодня на сцене Концертного зала имени Чайковского состоится праздничный концерт "Диалог поколений". Прямую трансляцию юбилейного вечера смотрите на нашем канале в 19 часов 15 минут.

Читайте также:
К 85-летию Московской филармонии. Прямой эфир