29.01.2007 | 11:30

Новый репертуар для короля инструментов

Когда два органиста исполняют далеко не органный репертуар, это всегда рискованно. Шансы на провал и на успех почти равны. Екатерина Мельникова и британец Мартин Бейкер рискнули: они исполнили произведения Моцарта, Сен-Санса, Бородина и Чайковского. Музыканты смело вторглись на территорию, которая обычно принадлежит симфонистам, завоевав для своего инструмента новый репертуар. Рассказывают "Новости культуры".

Мартин и Екатерина знакомы лет десять. Он органист в Вестминстерском аббатстве, она – в московском костеле. Оба любители поэкспериментировать. Но даже такому профессионалу, как Мартин, не удается извлечь ни одного звука из мертвого инструмента. Мастер появляется за пятнадцать минут до начала концерта. У органистов на репетицию остается пять минут. Решено еще раз пройти, пусть даже фрагментарно, Сороковую симфонию Моцарта.

Режиссер за пультом разбирается со светом и микрофонами, а Мартин и Екатерина – с регистрами и педалями. Музыкантам впервые предстоит играть в четыре руки, но они готовы рискнуть из любви к искусству. "Трудно вдвоем справиться с таким механическим инструментом, как орган. То рука, то нога партнера оказывается на твоем пути, и не знаешь, как с этим справиться", – рассказывает Мартин Бейкер.

Транскрипцию симфонической музыки для органа сделал друг Мартина. Решено было играть произведения совсем не органные, причем те, что у всех на слуху. Поэтому в программе – Сен-Санс, Бородин, Чайковский, Моцарт. Перенести симфоническую музыку на орган – огромный риск. Король инструментов фальши не терпит, небрежности не прощает. В органном ведомстве такие нововведения вызывают удивление. Это настоящее вторжение на чужую территорию. Но Мартин и Екатерина пошли ва-банк, завоевывая для своего инструмента новый репертуар.