30.01.2007 | 20:20

Традиции русской графики. 1920 – 1950-е годы

Графика как способ держать нейтралитет. В начале прошлого века многие художники предпочли акварельные натюрморты и книжные иллюстрации работам в духе соцреализма. Они намеренно оставались в стороне от магистральных, как тогда казалось, путей развития искусства. Имена этих мастеров, не мелькая на страницах газет, постепенно забывались. В наше время к ним вновь проявлен интерес. В Центральном доме художника открылась экспозиция "Традиции русской графики. 1920 – 1950-е годы". Рассказывают "Новости культуры".

Начало их творчества пришлось на "серебряный век", однако этого "века" на них не хватило. Они так и не перестроились на новый советский лад. Участник выставок "Мира искусства", один из основателей "Цеха живописцев" Александр Шевченко в 1920-е много работал в графике. Хотя его акварели и рисунки малоизвестны, набросками или зарисовками их не назовешь. Они закончены и самостоятельны.

Беспокойный колорист – так говорили о художнице Антонине Софроновой. Еще ее называли "амазонкой русского авангарда", хотя кубистские опыты, как и двухцветная графика – всего лишь этапы ее творческого поиска. "Автопортрет ее, один и другой 20-х, – настоящие чистые линии, хотя там всего-то несколько линий, настолько передан образ человека", – рассказывает куратор выставки Лилия Нещадова. Серии "В переулках Арбата" и "Прохожие", а также натюрморты 60-х – самые сильные работы Софроновой. В них она раскрылась не только как график, но и как живописец.

Еще один самобытный художник – Артур Фонвизин. Официально отчитывался портретами, а между тем развивал идеи символизма. Работал, в основном, в технике "мокрой акварели", как и его ученица Вера Яснопольская. "Когда ей было тринадцать лет, ее работы в Коктебеле увидел Волошин. Он сказал: "У этой девочки большое будущее художника"", – продолжает Лилия Нещадова.

Цветы – особая привязанность Яснопольской. Алые маки, хрупкие розы, пышные георгины. Художница считала, что они лучше всего передают прелесть и разнообразие мира.