31.01.2007 | 19:45

Время Кандинского пришло

Швейцарский Базель на время стал центром русского абстракционизма. В одном из самых крупных музеев страны – Кунст музеуме – проходит выставка произведений Василия Кандинского. Организаторы выбрали интереснейший период его творчества – с 1908-го по 1921-й годы, – время, когда художник по-настоящему осознал себя абстракционистом. Рассказывают "Новости культуры".

В Базеле открылась самая большая в Европе выставка Василия Кандинского. По свидетельству российских искусствоведов такой масштабной выставки в России не было никогда. Впрочем, за последние десять лет Кандинский выставлялся в Швейцарии несравнимо чаще.

О выставке Кандинского можно узнать, только въехав в Базель. Рекламных растяжек не так уж и много, но абсолютно все они посвящены Кандинскому. Наверное, поэтому количество посетителей в день – от тысячи до двух. Для Базеля, с его населением в 450 тысяч, это просто небывалый успех. "Нам до сих пор сложно в это поверить. Каждый день в наш музей приезжают из Германии, Франции, Италии. Судя по всему, время Кандинского только наступило", – утверждает Беттина Кауфман, куратор выставки.

Двадцать пять музеев со всего мира дали согласие участвовать в этой выставке. Тут и лондонская галерея "Тэйт", и музей Гугенхайма из Нью-Йорка, и парижский центр Жоржа Помпиду. Далее – Чикаго, Эссен, Мюнхен, Гаага, Оксфорд, Стокгольм. Многие полотна в России не были никогда. "Вот если вы перейдете из первого во второй зал, вы увидите "Композицию номер 2" из музея Гугенхайма. Это первая картина Кандинского, в которой он делает шаг в сторону беспредметного искусства", – продолжает Беттина Кауфман.

По этой экспозиции можно проследить, как Кандинский сначала шифрует в своих картинах реальные формы, а потом и вовсе отказывается от них; как постепенно художник двигается к конструктивизму, осуществив полный переход к этому направлению уже в 30-х годах; а также увидеть единственную работу Василия Кандинского, принадлежащую самому Кунст музеуму, – "Импровизация номер 35".