01.02.2007 | 09:30

Весь мир звучит

В московской консерватории сегодня пройдет творческий вечер Софии Губайдулиной, на котором она выступит и как исполнительница. Рассказывают "Новости культуры".

Великие затворники не часто становятся триумфаторами. Сегодня вечером на сцене московской консерватории пройдет творческий вечер Софии Губайдулиной. Концерт посвящен вручению композитору национальной премии "Триумф". Известно, что София Асгатовна не слишком охотно участвует в подобных мероприятиях. Уже много лет она довольно замкнуто живет в Аппене – маленьком городке под Гамбургом, сознательно избегая лишней суеты.

Первое, что София Губайдулина упаковала для того, чтобы привезти в Москву – это аквафоны. Два инструмента, сконструированных американским художником Вотером. Второе – это, конечно ноты. Все остальное – не так уж важно. В окружающем мире не так уж много вещей, которые ей действительно необходимы.

"Конечно, необходим стол, - говорит София Губайдулина. - Необходим музыкальный инструмент. Необходимы партитуры. Пластинки, которые можно в любой момент послушать. Вот вся эта музыкальная и поэтическая атмосфера вокруг человека очень обогащает. Но самое важное – это одиночество".

"Мираж. Танцующее солнце" для восьми виолончелей, "De profundis" для баяна, "У края пропасти" - для семи виолончелей и двух аквафонов. София Асгатовна привезла в Москву в основном камерные сочинения. Причина этому - еще и в давней дружбе с виолончелистом Владимиром Тонха, который давно увлекся музыкой одного из самых известных авангардистов ХХ-XXI века. Хотя сама Губайдулина себя авангардистом не называет.

"Слово "авангард" мне применительно к искусству не нравится, - считает она. - Имеет он какой-то милитаристский оттенок. Путь художника – это всегда путь в неизвестное. И это даже вредно было бы сосредоточить свое сознание на том, к какому направлению я принадлежу".

Шостакович сказал когда-то ей: "Я желаю, чтобы вы и дальше шли своим неправильным путем". Она идет им до сих пор, не очень-то заботясь о том, как ее воспринимает публика. Путь монашества в музыке – это не только образ жизни, но и единственная возможность начать самый волнующий ее процесс – процесс сочинения.

"Начинается все с того, что надо отложить все житейские попечения. Нужно добиться такой сосредоточенности, которая бы позволила действительно услышать мир. Потому что мир звучит. Весь мир звучит. Все предметы звучат, все люди звучат, все растения звучат, небо звучит, земля звучит…", - говорит София Губайдулина.