01.02.2007 | 14:54

Последние дни Пушкина. Версия Булгакова

Музыканты вспоминали не сочиненную, а лично пережитую драму Пушкина, которая стала причиной гибели поэта. Была исполнена опера Алексея Николаева "Последние дни" по пьесе Михаила Булгакова. В этот вечер "синтез" был ключевым понятием. Синтез жанров лирической драмы и трагикомедийного фарса. Объединение в единую ткань событий, разделенных во времени. Наконец, симфоническая капелла России – это тоже органичное слияние оркестра и хора. Рассказывают "Новости культуры".

Это третья опера Алексея Николаева, связанная с Пушкиным. Однако если "Пир во время чумы" и "Граф Нулин" известны довольно широко, то "Последние дни" – опера, написанная еще в конце 80-х годов прошлого века, – никогда не исполнялась. Автор много раз возвращался к этой теме, что-то дописывая, что-то переделывая. Валерий Полянский, при жизни композитора исполнявший со своей капеллой много симфонических произведений Николаева, впервые решил осуществить концертное исполнение его оперы.

"Сама по себе тема достаточно интересная, вечная, трудная. Затем, конечно, великолепный текст Булгакова и очень бережное отношение авторов к этому тексту и вообще ко всей этой истории", – считает дирижер, руководитель Государственной симфонической капеллы России Валерий Полянский.

Опера Николаева необычна по жанру: это синтез трагифарса и лирической драмы. Сюжет – любовная интрига Натали и Дантеса, сплетни, тайная слежка, заговоры – определяет исполнительскую массовость. На сцере четырнадцать солистов, оркестр, хор, вплетенный в сюжетную канву, и отдельный хор, исполняющий духовные песнопения. "Мы долго думали по поводу приема, как это сделать, но вот нашли выход из положения. Закулисный хор, – по-моему, это правильно", – продолжает Валерий Полянский.

Такой прием закулисного хора Валерий Полянский впервые использовал в этом же зале еще в 1978-м году в опере "Евгений Онегин". Однако если тогда это была техническая необходимость, то здесь это, прежде всего, дирижерский и даже режиссерский прием. Действие оперы разворачивается в двух временных измерениях. Последние дни жизни Пушкина и фрагменты отпевания поэта в Конюшенной церкви.

Валерий Полянский говорит, что выпустить на сцену новое сочинение – все равно что отпустить выращенного ребенка в жизнь. Это произведение ждало своего часа почти двадцать лет.

Читайте также:
Пушкин. Последние дни