02.02.2007 | 11:27

Триумф великой затворницы

Событие, о котором еще долго будут говорить меломаны. В столичной консерватории прошел концерт-чествование Софии Губайдулиной. Вечер был посвящен вручению композитору национальной премии "Триумф". Известно, что Губайдулина крайне редко принимает участие в подобных мероприятиях, тем более не выступает на них как исполнительница. Минувшим вечером она сама сыграла на диковинном музыкальном инструменте – аквафоне. Рассказывают "Новости культуры".

Последние минуты перед концертом. Губайдулина слушает чакону и высказывает свои замечания, правда, молча. Этот процесс подобен гипнотическому воздействию. В этом состоянии она забывает о времени, о себе и о концерте.

Аплодисменты и, наконец, ее музыка. В целом, это единственное, что ее действительно интересует. Это именно она ввела понятие "талантливая публика". Поэтому перед концертом Губайдулина всегда отдыхает, чтобы быть готовой к любой музыке. "Усталый человек не может быть талантливым слушателем, зрителем, читателем. Усталый человек, значит нужно немного отдохнуть и отойти от себя", – считает София Губайдулина.

Вчерашним вечером отойти от себя было так же важно, чтобы услышать это произведение со стороны. Хотя, с какой стороны не смотри, ее "Танцующее солнце" для восьми виолончелей – произведение гениальное.

"У края пропасти" не менее интересно. В этом произведении Губайдулина использует специально привезенные ею инструменты – аквафоны. Ее всегда интересовало новое звучание. Хотя, по словам ее давнего друга Владимира Тонхи, Губайдулина может вытащить новое звучание даже из самого старого инструмента.

Архаика, классика и романтика. София Губайдулина считает, что вся история музыки состоит из этих трех этапов, следующих друг за другом. По ее теории, сейчас музыка находится на этапе архаики, и пройдет еще много времени, прежде чем сформируется новый классический стиль.

Музыка Губайдулиной опровергла ее теорию. Она дождалась того времени, когда человеческое восприятие становится на один уровень с ее композиторским языком. Музыка Губайдулиной уже стала современной классикой. Вчерашний аншлаг в Большом зале консерватории – еще одно подтверждение тому.

Читайте также:
Весь мир звучит