04.02.2007 | 16:54

"Гроза" Островского. Версия Леоша Яначека

Опера "Катя Кабанова" чешского композитора Леоша Яначека входит в список самых значительных произведений ХХ века. Однако в России сочинение, основанное на классике русской драматургии – пьесе островского "Гроза", – еще не имело сценического воплощения. В Новосибирском театре оперы и балета прошло первое исполнение оперы Яначека. О премьере российско-чешской постановки рассказывают "Новости культуры".

Имя Леоша Яначека для чешской музыкальной культуры столь же значимо, как имена Мусоргского и Чайковского для русской. Оперы композитора сегодня с успехом идут на сценах крупнейших оперных театров. Теперь и в Новосибирске представляют "Катю Кабанову". Работу над оперой дирижер Франчишек Прайслер и режиссер Томаш Шимерда начали год назад. Перед певцами была поставлена нелегкая задача: опера должна звучать на чешском языке.

"На русском языке это было бы: "Я грешна", а по-чешски это звучит, как "Я хришна". Когда я первый раз сказал это певице, она так посмотрела на меня: "Что вы говорите?". Ей было непонятно, как говорить эти "х-р-ж-ш", и какое, в результате, получится слово", – рассказывает Томаш Шимерда, режиссер-постановщик спектакля.

В своем творчестве Леош Яначек часто обращался к русской классике: писал оперы по произведениям Толстого и Достоевского. По мнению режиссера, это не только отражение идейных поисков чешской интеллигенции начала ХХ века. Композитор стремился к гармоничному сочетанию славянских песенных интонаций с традициями западноевропейской оперы.

Постановка оперы традиционна. Сценограф Игорь Гриневич создает обобщенный образ России, режиссер Томаш Шимерд – знакомый всем со школы образ Катерины. Исполнительница главной роли Татьяна Ворожцова указаниям режиссера следует точно, но оставляет за собой право на более свободную трактовку образа своей героини.

Леош Яначек возвращается в репертуар Новосибирского театра спустя полвека: последней постановкой в далеком 1958-м была опера "Енуфа". Появление в афише оперы "Катя Кабанова" говорит о том, что и сегодня интерес к музыке Леоша Яначека также высок как у музыкантов, так и у публики.