04.02.2007 | 17:43

Рабочий дом, или поэтический салон?

Место встречи богемы Серебряного века – мастерская скульптора. 75 лет исполняется в этом году мемориальному музею Анны Голубкиной. Еще при жизни мастера ее "рабочий дом" превратился в "поэтический салон". Здесь бывали знаменитые философы, художники и поэты. Сегодня это место паломничества современных скульпторов. В музее удалось сохранить подлинные интерьеры и произведения Анны Голубкиной. К юбилею подготовлена выставка малоизвестной графики скульптора. Рассказывают "Новости культуры".

"Если человек увлечется искусством, то уже ему той жажды не залить во веки", – говорила Анна Голубкина. Мастерская была для нее храмом, а творчество – актом служения. Голубкина вела подвижнический и самоотверженный образ жизни. Для нее мастерская заменила родной дом. К тому же, строилась она по ее собственному проекту. Здесь все было приспособлено для работы скульптора. Анна Голубкина превосходно справлялась с разными материалами: рубила мрамор, резала дерево, отливала бронзу, тонировала гипс. "Она прожила жизнь монашки в миру. Настолько была предана искусству, и так ей было тяжело пробиваться: не было ни денег, ни связей", – рассказывает главный хранитель Третьяковской галереи Екатерина Селезнева.

В мастерской Голубкиной бывали Максимилиан Волошин, Вячеслав Иванов, Алексей Толстой. Все они служили для нее превосходными моделями. В мастерской прошли 17 лет жизни Анны Голубкиной. Она мечтала о том, чтобы после ее смерти здесь открылся музей. Так и произошло. В 1932-ом году сюда пришли первые посетители, но двадцать лет спустя он был закрыт. Искусство Голубкиной сочли буржуазным, так как в ее работах было много символики и импрессионизма. Вновь открыли музей уже в 1976-ом году. К счастью, сохранилось большинство произведений Анны Голубкиной. Все это время они хранились в Русском музее и Третьяковской галерее.

Уцелела и графика Голубкиной. Впервые зрители смогут заглянуть в лабораторию скульптора. К юбилею музея была подготовлена специальная выставка, на которой представлены эскизы, рисунки, наброски Анны Голубкиной. "У нас уже есть предположение, и мы готовы атрибутировать один из рисунков: это портрет Нины Яковлевны Симонович-Ефимовой", – утверждает Татьяна Галина, заведующая отделом Мемориального музея-мастерской Анны Голубкиной.

Много нового об Анне Голубкиной узнают читатели из монографии Ольги Калугиной. Она исследовала истоки ее творчества, расшифровала символику скульптур. Однажды Голубкиной заказали портрет известного московского адвоката Федора Плевако. Решение образа пришло ей во время посещения зоопарка. "Она пошла с Ефимовым, знаменитым художником-анималистом, ее другом, в зоосад. Там были больные львята, которые жили у сторожей. Она их очень долго наблюдала и сделала ему такую львиную маску", – рассказывает автор монографии Ольга Калугина.

Вдове Плевеко не понравилась идея Голубкиной, и она отказалась от портрета, но скульптор использовала львиные физиономии в кариатидах. Говорят, личность художника, передается дому. Здесь полностью сохранилась мастерская, в которой по-прежнему любят бывать скульпторы и считают за честь показать свои работы там, где жила Анна Голубкина.