09.04.2012 | 19:40

Плакаты 20-х годов на выставке из фондов музея Маяковского

Этот литературный мемориал арт-критики сравнивают с музеем современного искусства – за «силу художественного высказывания» его экспозиции. Неудивительно, что музей Маяковского – один из самых авангардных музеев Москвы и обладатель богатейшей коллекции русского авангарда – отмечает 75-летие со дня основания на «Винзаводе». «Даешь!» - такое название получила выставка в галерее «Проун», представляющая лучшие образцы советского плаката 20-х годов из запасников «юбиляра». Актуальность юбилейного проекта оценили корреспонденты «Новостей культуры»

Черно-красная классика революционного плаката. Александр Родченко и Лазарь Лисицкий, Густав Клуцис и Сергей Сенькин, зазывая в профсоюзы и прославляя Ленина, изобретали новый язык. Цветовой лаконизм, шрифтовые композиции и, главное – фотомонтаж.

«Поскольку очень часто идеал и реальность не совпадали, художники вынуждены были из реальности взять фотографию, а монтажем превратить ее  в некий идеал», – говорит директор музея В.В. Маяковского Светлана Стриженова.

Вырезки из газет, фотографий, россыпи букв и картинок – наклеить на лист, раскрасить, сфотографировать и в печать. На выставке «Даешь!» большая часть экспонатов – оригиналы со следами ножниц и кисти, уникальные экземпляры из запасников музея Маяковского. Документ истории: содружество высокого стиля, большой идеологии и непростой реальности.

«Все, что мы здесь видим - это довольно-таки земные задачи, связанные с профсоюзами, комсомолом, сельским хозяйством, - говорит куратор выставки Марина Лошак. - С какими-то абсолютно постылыми вещами, которые потом переродилсь в нечто совершенно иное, не вызывающее никакой дрожи, никаких иллюзий. Время, когда это все делалось, это было высоких задач, время романтизма».

Марина Лошак на заре своей кураторской карьеры проработала год в Музее Маяковского. Коллекцию его знает и любит. Кроме выставки плаката думает сделать еще одну из фондов музея: о вкладе конструктивистов в полиграфический дизайн, по материалам Кельнской выставки «Пресса» 28-го года. Но друзья музея на его 75-летие не только выставки дарят, но и пополняют фонды. Три акварели работы Александра Лабаса передала музею Маяковского Ольга Лабас.

«Александр Лабас - это юноша 20-х годов, - говорит она. - Кумирами молодежи того времени были Мейерхольд, Маяковский...»

Изображения поэта в тюрьме и на свободе – в движении, а также портрет его сестры Людмилы кисти Александра Лабаса дополнят высокие образцы русского авангарда в коллекции Музея Маяковского.