07.02.2007 | 12:06

Трагедия смутного времени на сцене Малого

Исторические постановки на сцене Малого театра – давняя традиция. Одна из недавних постановок – трилогия Алексея Толстого: "Царь Федор", "Царь Борис" и "Смерть Иоанна Грозного". Год назад Виталий Иванов поставил на сцене филиала Малого шиллеровскую "Марию Стюарт". Теперь к постановке на основной сцене готовится пьеса Островского "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский". Рассказывают "Новости культуры".

Эта постановка должна была состояться лет десять назад, но в смутные 90-е было не до смуты четырехсотлетней давности. Сил и денег у Малого театра хватило лишь на завершение трилогии Алексея Толстого, но зато у режиссера Владимира Драгунова появилась возможность основательно подготовиться. Историк по первому образованию, он знал, где искать. Помимо текста Островского, Драгунов и актеры штудировали Карамзина, Костомарова, Ключевского. За годы ожидания изменилось и отношение режиссера к персонажам. Если раньше симпатии Драгунова были на стороне Лжедмитрия, то теперь ему ближе Шуйский. "Шуйский строит этот дом основательно, понимает все недостатки и достоинства народа. Он реалист, а Самозванец – романтик, поэт, человек, лишенный корней", – утверждает режиссер.

Сценография спектакля разработана Людмилой Ломакиной. Действие развивается на фоне гигантских обугленных чертежей Кремля. Они, как архитектурный знак времени и одновременно символ испепеляющего властолюбия. "Все это написано, к сожалению, языком, которому уже сто пятьдесят лет, и это несколько сложно и для восприятия, и для запоминания текста", – признает народный артист России Борис Клюев. "Самым сложным было сделать так, чтобы происходящее тогда было узнаваемо сегодня. Сделать спектакль современным", – продолжает Владимир Драгунов.

Параллели с сегодняшним днем очевидны, но Владимир Драгунов шутит: спектакль так долго создавался, что с политической сцены уже ушли и те, кого могли бы напомнить исторические персонажи.