10.04.2012 | 10:31

В театре "Школа современной пьесы" состоялся вечер памяти Рафаэля Циталашвили

Он поражал воображение ловкостью рук и изобретательностью ума, о себе любил говорить: «Я работаю волшебником». Мир запомнил Рафаэля Циталашвили как непревзойденного творца чудес, победителя самых престижных конкурсов и изобретателя трюков, за честь исполнения которых сражались маститые иллюзионисты. Известного артиста не стало около года назад – он скончался на 63-м году жизни. В театре «Школа современной пьесы» состоялся вечер памяти Рафаэля Циталашвили. Рассказывают «Новости культуры»

Превращения и полеты, левитации и исчезновения – Рафаэлю Циталашвили были подвластны многие чудеса. Почти ничто не могло удивить его самого. Казалось бы, волшебник всемогущ. И только близкие и друзья могли быть допущены к его секретам: кто к большим, кто к маленьким. Симон Осиашвили зачастую выступал с Рафаэлем в одних концертах.

«Нас почему-то – может, потому, что у обоих фамилии оканчиваются на «швили», нас помещали в одну гримерку, – рассказывает Симон Осиашвили. – И мне было забавно наблюдать, как он из своего чемодана достает свои волшебные вещи, а в самом конце он доставал заветную коробочку, в которой лежала жженная пробка. Я спрашивал: Рафик, зачем тебе жженная пробка? Он говорил: чтоб не было видно лысины. Самое лучше средство скрыть лысину – замазать ее черной пробкой.

Не было того, чего бы он не знал в своей профессии. Он знал трюки и приемы всех возможных чародеев – и мог часами рассказывать истории иллюзионистов – от Гарри Гудини до Дэвида Копперфильда, для которого, кстати, тоже делал фокусы.

«Очень жаль, что вся страна не знала, насколько он велик – потому что весь мир его знал, – говорит Эммануил Виторган. – Так как он фокусник – аппарат все время работает, затраты колоссальнейшие. Не только умственные и нервные, но и денежные. Думаю, что какое-то число дел он не смог сделать – просто не было денег, чтобы всю эту кухню сделать».

Он активно пропагандировал иллюзионный жанр, и в 81-м году создал театр иллюзий «Черная Кошка». Когда в его «Руслане и Людмиле» Черномор уносил красавицу в небеса – даже скептики трепетали. А для Рафаэля трюки были жизнью. Однажды он летел в самолете с фестиваля и – традиционно – забавлял пассажиров карточными фокусами.

«Фокус с картами, в результате которого карта окажется с той стороны иллюминатора, – рассказывает президент международного фестиваля «Москва-Транзит-Москва» Михаил Ашумов. – Не может быть! Командиру корабля дают колоду карт, тот расписывается, Рафаэль что-то говорит, что-то делает, потом берет колоду карт и направлет ее на иллюминатор, выстреливают карты. И когда карты кончаются – с той стороны иллюминатора прилепилась карта с росписью командира».

За придумками и чудесами к нему часто обращались театральные режиссеры. Последние работы – с Анатолием Васильевым и Дмитрием Крымовым. А премьеру «Алисы в Зазеркалье» Ивана Поповски, где множество эффектов, придуманных Рафаэлем, назвали театром-3D.

«Рафик, кроме того, что он сам придумывал эти номера, он доводил их до совершенства, – вспоминает Левон Оганезов. – Манипулятор был потрясающий. У него есть ученики, чего про каждого не скажешь. Он охотно делился опытом».

Ученики – это прежде всего двое племянников. Которые уже сегодня продолжают семейное дело. Считая иллюзию сочетанием научной мысли и искусства.