12.02.2007 | 10:44

Любите ли вы Брамса?, или Тоска по романтизму

Пианистка Елизавета Леонская выступит сегодня вечером в Большом зале столичной консерватории. Вместе с ней на сцену выйдут Владимир Федосеев и Большой симфонический оркестр. На повестке дня всего один вопрос: "Любите ли Вы Брамса?". Именно такое название у четырех концертов, объединенных в цикл с подзаголовком: "тоска по романтизму".
Елизавета Леонская говорит, что давно ответили себе на вопрос про Брамса. Теперь – дело за публикой. Рассказывают "Новости культуры".

Елизавета Леонская размышляет над текстом первого концерта Брамса уже 18 лет. Своего рода совершеннолетие! За это время может надоесть каждая нота, а может раскрыться вечная истина. Для Леонской не существует понятия "заигранное произведение". Она открывает ноты и видит… новое. Потому что умеет видеть!

"Если с открытым духом, и умом, и сердцем работать над музыкой, то каждую музыку можно понять. Не спрашивайте: "Я люблю это или я это не люблю?" - это совсем что-то другое. Если понять смысл чего-то, то начинаешь это любить, как все вокруг…", - считает Елена Леонская.

Если посчитать сколько раз за эту репетицию Елизавета Леонская встала и подошла к дирижеру – получится небольшая прогулка. Гладкий бесшовный переход от одной темы к другой - вот, что самое трудное в первой части.

"Мы прилаживаемся. По-хорошему. В хорошем смысле друг к другу. То есть мы играем не одновременно, а вместе, что очень большая разница. И, в конце концов, мы профессиональные музыканты, каждый знает, в итоге, о чем речь. Здесь есть гармония. Здесь есть фразировка. В конце концов, все очень точно написано Брамсом, который был очень умным композитором!", - говорит пианистка. - Я очень люблю Брамса, но вы знаете, очень важно, любит ли он меня, когда я его исполняю".

Елизавета Леонская живет в Вене с 1978 года. Она вынуждена была изменить свои привычки, утвердиться в незнакомой среде, стать европейским музыкантом. Единственное, что остается тем же – ритуальное время перед концертом.

"Это все-таки энергетика дня, которая очень важна мне для концерта лично. Мне нужно как-то помолчать, не разговаривать…", - говорит Леонская.

Пианистка концентрируется. И всегда вспоминает слова Генриха Нейгауза: "Не ищите себя в музыке. Найдите музыку в себе".