10.04.2012 | 12:30

"Прекрасная дама поэзии". 75 лет назад родилась Белла Ахмадулина

Ее награждали сотнями эпитетов: «Прекрасная дама поэзии», «женщина, рожденная поэтом», поэтесса со своим голосом и совершенно неподражаемой манерой чтения стихов. Сама же Белла Ахмадулина никогда не называла себя поэтессой, только поэтом. Она чувствовала прошедшее время и была очарована обликом новых предметов. Создавала произведения, «поразительные по силе, свежести и глубине чувства». Теперь ее имя - один из символов русской поэзии и самое живое напоминание о поэтическом буме шестидесятых. Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения Беллы Ахмадулиной. Рассказывают «Новости культуры».  

За всех - с сестринским сочувствием, разделяя боль. Так написать, так сказать - Белла Ахмадулина умела, верила, что только так и можно. «Нельзя быть писателем, если не соучаствуешь во всем сущем» - в фильме «Стюардесса» (режиссеры - Владимир Краснопольский и Валерий Усков) Ахмадулина вместе с Юрием Нагибиным выступила автором сценария. Но вот представить ее с «невзрачным лицом» - здесь требуется недюжинное воображение. Главная красавица советской оттепельной поэзии - изящная, неземная, - объект поголовной влюбленности своего поколения… и не только своего.

«Десятников мне говорил: «Не вздумай сказать, что ты поклонник - Белла это не любит». Но я, естественно, тут же сказал, что и поклонник, и обожаю, и просто фанат, и чуть на колени не упал», - вспоминает пианист Алексей Гориболь. Алексей Гориболь вспоминает, как познакомился с Беллой Ахатовной, музицировал на ее вечерах. Играл Грига и Шумана. Считает: только романтики резонируют с музыкой ее гипнотического голоса.

«По трансляции печали ее необыкновенный голос я могу сравнить только с голосом Марии Каллас. И по узнаваемости», - убежден пианист Алексей Гориболь.

«И ты – должник тех воинов бессменных, Тех мальчиков, умерших и бессмертных, Что движутся среди снегов безмерных, И победят, но не придут с войны». В фильме «Чистые пруды» (режиссер - Алексей Сахаров) Ахмадулина также выступила в качестве автора сценария.

«Такая щемящая интонация наивности, простоты и при этом сумасшедшей силы. Я не представляю, кто бы сейчас мог написать похожие по чистоте тексты. Она же так писала до последних дней своих - это прекрасное, подростковое, чарующее видение мира», - уверена поэт Вера Полозкова.

Вере Полозковой примерно столько же, сколько было Белле Ахмадулиной на момент выхода первого сборника «Струна». Она из тех, кто пытается вернуть поэзию в Политехнический. Повторить тот - оттепельный - успех.

Белла Ахмадулина болела не только за Пушкина и Лермонтова, но и за тех, за кого болеть было не столь безопасно. За Сахарова, Копелева, Войновича. Начала с неподписания письма против Пастернака, за что была отчислена из Литинститута.

«Белла очень трагически воспринимала судьбы поэтов Серебряного века, сочувствовала им, и всегда их прославляла», - рассказывает народный художник РФ, супруг Беллы Ахмадуллиной Борис Мессерер.

Посвященная поэтам Серебряного века лирика Ахмадулиной и петербургская графика Мессерера - книга-альбом - свежеизданная. В работе – еще одна книга.

Борис Мессерер вспоминает, расшифровывает диктофонные записи своих разговоров с Беллой Ахмадулиной, редактирует, уточняет.

«Это мой способ забыться, преодолеть это горе. Я пишу книгу о Белле, она называется «Промельк Беллы». Все эти 36 лет совместной жизни они прошли, как промельк», - объясняет Борис Мессерер.

Фрагменты «Промелька» уже опубликованы в журнале «Знамя». Бережно сохраненная интонация Беллы Ахмадулиной, новое топливо на костер доныне живого культа – культа Прекрасной дамы оттепельной поэзии.

75-летию со дня рождения Беллы Ахмадулиной наш телеканал посвящает несколько программ. Не пропустите сегодня в 20:40 документальный фильм «День – Рафаэль». А в 21:20 смотрите творческий вечер поэта «Друзей моих прекрасные черты...».

Читайте также: 75 лет со дня рождения Беллы Ахмадулиной