13.02.2007 | 11:26

О сложных отношениях музыкантов и дирижера

13 февраля 1922 года – это день рождения уникального оркестра Персимфанс, что значит Первый симфонический ансамбль. По составу это был традиционный оркестр, но ансамблем его назвали потому, что в Персимфансе не было дирижера. Музыканты не считали нужным, чтобы ими кто-то руководил. И хотя в оркестр вошли лучшие музыканты страны, просуществовал коллектив недолго: всего десять лет. Каким был этот необыкновенный ансамбль, рассказывают "Новости культуры".

Это было время, когда рушились все нормы и стереотипы, и даже оркестры могли играть сложнейшие партитуры без дирижера. 1922-й год, в Москве НЭП. Оркестр Персимфанс, его создатель – скрипач Лев Цейтлин. Именно он придумал оркестр с без дирижера и с необычной посадкой полукругом, чтобы видеть друг друга. Каждый музыкант оркестра был почти солистом и освобождался от обязанности ежесекундно следить за дирижером. Последние зачастую бывали непрофессиональны, а кроме того, еще и авторитарны. Месткомы назначали дирижеров, угодных им, музыканты сопротивлялись. Хотя бы даже посредством простого трюка.

"Это были люди, которые хотели проводить свою культурную политику. Персимфанс выступал в богатых районах за очень большие деньги и в рабочих почти бесплатно. И это решали они", – поясняет доктор искусствоведения, социолог Евгений Дуков. Подобного государство, стремившееся приписать музыкальных трюкачей к какому-нибудь учреждению, простить оркестру не могло. Десять лет чиновники думали, что делать с Персимфансом, и придумали. Дело в том, что все музыканты оркестра играли в разных коллективах. Изобретательные функционеры решили сделать всем оркестрантам выходные, в которые "Персимфанс" всегда репетировал, в разные дни. Оркестр распался, но остались его последователи.

"Появление этого оркестра вызвало такую реакцию, что даже в Америке и Германии, куда оркестр выезжал, там тоже появлялись такие оркестры. Но все они существовали гораздо меньше "Персимфанса", потому что там были высококлассные музыканты", – говорит научный сотрудник Музея музыкальной культуры Алексей Наумов.

Надо сказать, что больше подобные опыты не повторялись, хотя проблема отношений дирижеров и оркестрантов существовала всегда. Дирижер – это одна из самых нервных профессий. Для одного из первых представителей – француза Люлли – увлечение дирижированием и вовсе закончилось печально. Тогда еще управляли оркестром с помощью тяжелой палки – батуты, и именно ею Жан Батист ударил себя по ноге. В результате, гангрена и быстрая смерть. Однако это мало кого отпугнуло от дирижерского пульта. Социологи, среди которых Теодор Адорно, всерьез говорили о том, что дирижеры страдают манией величия и им приписываются все качества вождей. Кто-то, как, например, руководитель Королевского филармонического оркестра Томас Бичем, относился к этому с юмором. "Разумеется, это слишком высоко. Кто, вы думаете, я? Самсон?
Местами", – шутил англичанин.

Леопольд Стоковский. Ему нравилось быть знаменитым. Многие считали его шарлатаном, но он просто умел преподнести себя, и за это его любили в Голливуде, но порой не понимали в оркестре. В России конфликты дирижеров и оркестров одно время стали обычной историей. Оркестранты решили не работать с Евгением Светлановым, не принять в оркестр пришедшего на его место Марка Горенштейна. Однако даже зная об этом, о дирижерской палочке продолжают мечтать молодые ребята. Гнесинская академия музыки. Профессор Вячеслав Чистяков говорит, что из двадцати пяти тех, кто начинает заниматься дирижированием на первом курсе, потом отбираются лишь пять – шесть. Главное, чему их учат, – это устанавливать контакт с оркестром.

"Устанавливать контакт – дело сложное. Тут и обаяние, и профессионализм, четкость намерений – это очень важно", – утверждает профессор Академии музыки имени Гнесиных, кандидат психологических наук Валерий Чистяков. Курсу к четвертому будущие дирижеры мечтают создать свой оркестр и так представляют себе будущую работу: "Дирижер – это музыкант над музыкантами. Дирижер, он над исполнителями", – считает студент четвертого курса Гнесинки Даниил Стаднюк. Однако чтобы стоять "над" и чтобы никто этому не воспротивился, а то и вообще не отказался от услуг дирижера, приходится делать очень много.