10.04.2012 | 19:30

Программу "Третьяковская галерея открывает запасники" продолжают две экспозиции

Третьяковская галерея продолжает открывать запасники. В залах музея на Крымском валу сегодня начали работу сразу две выставки. Одна знакомит с работами выдающегося художника-графика 20-х годов Петра Митурича. Так Третьяковка отмечает 125-летие со дня рождения мастера. Другая, озаглавленная «Радость труда и счастье жизни», представляет образцы декоративно-монументальной скульптуры 30-х годов. Как советский авангард сменился «советским ампиром» - выяснили корреспонденты «Новостей культуры»

Настоящее открытие этой весны в Третьяковке – работы одного из лучших рисовальщиков первой половины 20го века – Петра Митурича. Его графику не показывали более 20 лет.

«Эта коллекция формировалась с середины 20-х годов, – рассказывает куратор выставки Нина Белохвостова. – Первые лучшие рисунки были приобретены еще в те годы директором третьяковки Бакушинским, а потом наследники близкие, несмотря на то, что они очень разные, они столь были единодушны в желании передать нам».

60 графических листов Петра Митурича – от начала, реалистического, внятного – вот так изображал себя выпускник Петербуржской академии художеств – до конца, это 50-е годы – по виду эта ветка дуба – почти японская гравюра. Искусствоведы, правда, больше ценят Петра Митурича эпохи 20-х – сплошное формотворчество, эксперимент.

«Для меня в нем заключен целый космос, – говорит внук художника Сергей Митурич. – Тут все написано на листе, что это просто в лесу прудик, рисунок нарисован серебряной краской и черной тушью, внизу маленькая приписочка – сделана, когда рядом сидел его друг художник Лев Бруни и они с ним работали. Это 20-й год, деревня Санталово».

Спустя два года в этой же деревне Санталово с прудиком умирал поэт и Председатель земного шара Велимир Хлебников – туда его привез отдохнуть и откормиться Петр Митурич. Умирающего друга и учителя изобразил без всякого формотврчества – реалистично. После смерти Хлебникова, Митурич разорвал отношения с всеми друзьями-авангардистами – от Татлина – до Маяковского. В 30-е оказался выдавлен из официальной художественной колеи, вел замкнутый образ жизни – и вот так – пластично и трогательно с помощью туши и карандаша рисовал окружающие его пейзажи и близких людей. А вот та самая жизнь, в которую Петр Митурич не попал – классическая сталинский стиль. 20 скульптур идеальных людей 30-х -50-х, изображающих «Радость труда и счастье жизни» – так назвали выставку. Тут и небольшая галерея героев – от Стаханова и Чкалова – до безызвестных хлопкоробов – такую видели посетители Парка культуры и отдыха в 30м году. И брат-близнец знаменитой «Девушки с веслом» – «Металлург» скульптора Георгия Мотовилова.

«Эта работа оказалась также востребована эпохой, – рассказывает сотрудник отдела скульптуры ХХ-ХХI вв. Лариса Бедретдинова она представляла советскую скульптуру на Всемирной выставке в Париже и находилась в том же павильоне, который венчали «Рабочий и Колхозница».

Возможно, «Металлурга» в нашей стране не клонировали с такой же интенсивностью, что и «Девушку с веслом», но он присутствовал на многих выставках, посвященных индустриализации и, возможно, предназначался для украшения Можайского путепровода. Ведь украшали в 30-е годы не просто так – а всегда с идеей.

«Жить стало лучше, жить стало веселее» – праздник в айзербайджанском колхозе скульптор Фрих-Хар изобразил почти как Пиросмани. Большое панно в технике майолики совпадает с открытием первой ветки московского метрополитена. Так что вполне могло бы украшать одну из станций.

Здесь же можно увидеть и не реализованные украшения станции «Площадь революции» – как эта голова студента. Многие из представленных скульптур пока еще являются загадкой для искусствоведов.