18.02.2007 | 14:29

Открылся концертно-выставочный зал Смольного

В Петербурге после серьезной реставрации открылся концертно-выставочный зал одного из самых красивых соборов города. Смольный – настоящая жемчужина творчества великого архитектора Растрелли. Субботним вечером там звучала Девятая симфония Бетховена. Однако реставрация открыла не только новые акустические возможности зала. Рассказывают "Новости культуры".

Так Бетховен в Смольном еще не звучал. До реставрации концерного зала эхо гуляло по собору восемь секунд. Теперь на его пути встают мягкие кресла – вместо деревянных скамеек, паркет – вместо бетонного пола, экраны и гардины. "По звучанию, которое мы сейчас репетируем, это приближено к акустике достаточно хорошего, профессионального концерного зала", – утверждает главный режиссер музейного комплекса, заслуженный артист России Виталий Гордиенко.

Больше чем концерного. В Смольном и кино теперь можно показывать, но пока видеоряд используют исключительно чтобы усилить эмоциональное воздействие музыки. По другую сторону проекционных экранов – целая бригада техников и мультимедийных художников. "Видеоарт всегда подчеркивает то, что происходит здесь и сейчас с нами. В данном случае – исполнение симфоническим оркестром этого прекрасного произведения", – говорит художник Владимир Быстров.

Концерты и выставки в Смольном соборе проводят лишь последние шестнадцать лет. В советское время здесь был филиал Музея истории Ленинграда и склад. Интерьеры храма отремонтировали впервые за двести с лишним лет, и памятник архитектуры преподнес реставраторам сюрприз: под несколькими слоями краски обнаружили фрагмент росписи сводов начала XIX века. "Нам удалось выяснить совершенно случайно, была роспись в технике гризайли. Это как раз тот период, когда Стасов работал", – рассказывает директор Государственного музея-заповедника Исаакиевский собор Николай Нагорский.

Раньше считалось, что собор не расписывал ни завершавший семидесятилетнее строительство Стасов, ни автор проекта Растрелли. Какими интерьеры были до революции, сегодня представить невозможно – сохранилось описание только отдельных фрагментов. Для продолжения работ нужны деньги, которые в музее рассчитывают получить из федерального бюджета летом. Тогда можно будет подробно изучить алтарную часть, купол, фундамент и завершить реставрацию всего храма.

Пыль веков, XVIII, XIX, XX, не расчистили еще только в подвале и на звоннице Cмольного собора. А ведь здесь самая высокая в Петербурге смотровая площадка – более пятидесяти метров. Туристы смогут сюда подняться только через две недели. У руководства музейного комплекса серьезные амбиции: после реставрации зал Смольного должен стать в Петербурге третьим по значению после обновленной Александринки и новой сцены Мариинского театра.