19.02.2007 | 18:43

Георгий Товстоногов. Собирательный портрет

Как яркое событие культурной жизни расценил театральный Петербург выход книги "Георгий Товстоногов. Собирательный портрет", презентация которой прошла сегодня в Доме актера. В центре сборника воспоминаний, публикаций и писем – фигура классика театральной режиссуры ХХ века, уроженца Грузии, самый долгий и значительный период творчества которого связан с Ленинградом.

Впервые достоянием общественности стали документы из архива режиссера в Большом драматическом театре, носящем ныне его имя. В течение тридцати трех лет он руководил БДТ, осуществив здесь большинство своих крупнейших замыслов.

Авторами-составителями выступили театровед Елена Горнфункель и помощник Товстоногова Ирина Шимбаревич. В книгу вошли режиссерские экспликации спектакля "Разбойники", сделанные студентом ГИТИСа Товстоноговым в 1934 году, постановочный план "Горя от ума", запись репетиций музыкального спектакля "Смерть Тарелкина" (обе постановки шли в БДТ). Впервые публикуются многие письма Георгия Александровича разных десятилетий.

Собирательный портрет мастера составляют шестьдесят воспоминаний о нем, начиная польским режиссером Эрвином Аскером, заканчивая Сергеем Юрским (в алфавитном порядке). Из этой части были исключены воспоминания режиссера Марка Розовского, который в своей книге "Дело о конокрадстве" обвинил великого мастера в том, что он якобы присвоил себе авторство спектакля "История лошади".

Как рассказала редактор сборника театровед Елена Алексеева, коллектив БДТ "не захотел видеть в книге имя этого человека". Она добавила, что сейчас готовится второй том воспоминаний, главным автором которого станет режиссер Старооскольского драматического театра Семен Лосев. в 1970-е годы он был стажером и аспирантом Товстоногова, а также вел записи его репетиций "Истории лошади". Публикация этих материалов, по мнению Алексеевой, даст ясный ответ на вопросы авторства спектакля.