20.02.2007 | 13:04

В Третьяковке реставрируют редкую икону

Мадонна, кормящая младенца, – это сюжет, довольно распространенный в католической живописной традиции. Однако в православной древнерусской иконописи этот тип изображения Богородицы, который называется "Млекопитательница", встречается нечасто. Один из таких редких иконографических образцов хранится в Третьяковской галерее. Реставрация древней, с большими утратами иконы началась четыре года назад, но только теперь появилась уверенность в том, что она будет спасена. Впереди самое сложное – восстановление лика Богородицы. Рассказывают "Новости культуры".

Не дописывать за художников, а восстанавливать лишь то, что уцелело, – одна из заповедей реставраторов. На этот раз они оказались в сложной ситуации. Утрачено самое главное – часть лика Богородицы. Без его реконструкции вряд ли удастся сохранить для потомков редкий образец древнерусской живописи. Икона выполнена мастерами московской школы в конце XVI века, но в ней явно чувствуется итальянское влияние. "Поза сидящей Богородицы, она очень отличается от той сдержанной, благородной позиции, в которой представала перед нами Богородица, выполненная ранее. И конечно, было бы жаль, если бы этот памятник исчез из искусствоведческого оборота, исчез из музейного оборота и всегда был бы только в запасниках", – говорит главный хранитель Третьяковский галереи Екатерина Селезнева.

Было предложено несколько вариантов реконструкции иконы. Лик Богородицы решили восстановить, используя акварельные краски, которые при желании легко смыть, и компьютерные технологии. "Была сделана качественная фотография этой иконы, а затем в фотошопе прикладывались различные варианты лика, потому что все-таки фрагменты глаз, фрагменты губ, они позволяют представить, каким было это лицо", – добавляет Екатерина Селезнева.

Реставратору Валерию Мингалеву придется проделать работу, по сложности близкую к микрохирургической операции. Линии носа восстановят с помощью светотени еле заметным штрихом. "В натуральную величину лик переведен. Штрихом обозначены вставки левкаса, линией обозначены фрагменты оставшиеся, собственно пунктирной линией обозначены недостающие части. А вот это – компьюторная модель. Вот, я думаю, так она будет выглядеть", – показывает Валерий Мингалев.

Валерий Мингалев не знает, сколько времени ему понадобиться, чтобы завершить работу. Сам процесс реставрации не терпит суеты и торопливости. Ведь главное – приблизиться к оригиналу и максимально восстановить памятник древнерусской живописи.