21.02.2007 | 13:30

"Свежий воздух". Образы, символы, недомолвки

Венгерский кинематограф, чаще предлагающий публике глубокомысленные, экзистенциальные картины, явил миру новый талант – Агнеш Кочиш. Ее дебютная картина "Свежий воздух" уже успела завоевать завидное количество призов на мировых кинофестивалях. Этот фильм построен не на сюжете, а на образах, символах, знаках, недомолвках. Значение имеют цвета, задний план, время года. Фильм не для масс. Глотнуть свежего воздуха на улицу не выходят миллионами. Так и фильм Агнеш Кочиш, видимо, следует смотреть в одиночку. У фильма "Свежий воздух" был единственный показ в Москве. Рассказывают "Новости культуры".

Агнеш Кочиш – новое имя в венгерском кинематографе, режиссер, которая сделала фильм о женщине. Ее дебютная работа "Свежий воздух" вот уже второй год катается по международным кинофестивалям, получает призы и признание критиков, которые в один голос заявляют, что в ее чисто венгерском кино уж очень много финского.

"Да, чаще всего критики находят в моих фильмах схожесть с финским режиссером Аки Каурисмяки. Но еще они находят и мотивы Альмодовара. А некоторые даже отыскали у меня и что-то от Бергмана. Но я подозреваю, мое кино ни на что не похоже. Поэтому критики и потерялись в этих сравнениях", – убеждена Агнеш Кориш.

Неторопливое повествование о неторопливой жизни. В фокусе режиссера – мать и дочь. Они почти не разговаривают друг с другом, вместе только ужинают и смотрят телесериал. Утром мать убирает привокзальный туалет, вечером с таким же старанием она смывает неприятные запахи и такую же жизнь. Правда, это всего лишь до следующего утра. Дочь учится в колледже. Мечтает стать дизайнером, но пока она только перешивает одежду из магазинов секонд-хенд. Свежий воздух – это то, что они обе ищут.

Незамысловатый бытовой сюжет уложился в мощную метафору. Кстати, эту меланхоличную историю о женском одиночестве и желании дышать свежим воздухом сочинил очень темпераментный мужчина-итальянец. "Жизнь у моих экранных девочек совсем не безнадежна, а, наоборот. Хотя да, это "наоборот" может увидеть только внимательный зритель", – признает сценарист фильма Андре Роберти. Как раз такой зритель и собирается в небольших киноклубах на единственных сеансах, например, венгерского кино. Для которых это и есть свежий воздух.