22.02.2007 | 12:10

Картинки и разговоры

Художник часто становиться полноправным соавтором писателя. Мы нередко видим героев любимой книги именно глазами ее иллюстратора. Особенно это касается произведений, прочитанных в детстве, ведь первое впечатление самое сильное. На выставке "Картинки и разговоры" в Центре эстетического воспитания "Мусейон" при Музее имени Пушкина представлены работы лучших современных художников, ведь детская иллюстрация – жанр особый. Рассказывают "Новости культуры".

"Что толку в книге, если в ней нет картинок", – восклицала Алиса из Страны чудес и была абсолютно права. В Великобритании очень придирчиво относятся к иллюстрациям знаменитых книг Льюиса Кэрролла. Одним из лучших художников, создавших свое зазеркалье, признали работы Юрия Ващенко. Хотя сам художник говорит, что в детстве "Приключения Алисы" не были его любимой книгой.

Юрий Штапаков всегда мечтал воплотить на бумаге свои самые сильные детские впечатления – от книжек Даниила Хармса. Его рисунки и смешные, и страшные, заставят дочитать книгу до конца. "Я делаю так же, как для взрослых, так как знаю по собственному опыту: дети запомнят на всю жизнь, если это будет их провоцировать на что-то, неважно на что", – поясняет Юрий Штапаков. Специально для сборника Хармса "Тетрадь" Штапаков освоил редкую технику. Изображения буквально выцарапывал сухой иглой на старом линолеуме, а потом расплывчатый и даже бархатный контур раскрашивал.

В другой, уже традиционной технике акварели работает Азат Миннекаев – автор иллюстраций к академическому изданию "Русских былин". Его богатыри сильно отличаются от хрестоматийных васнецовских образов. "Для меня по-новому вдруг открылись былины, когда я стал читать их в подлинном тексте, который был записан в экспедициях, – то есть не адаптированный, а как народ говорил, и вдруг я понял, какие огромные пласты они содержат", – рассказывает художник.

Как выглядели герои сказок Гофмана или, например, царь Додон? Так, как захотят этого художники-иллюстраторы. Ведь их фантазия ничем не ограничена, кроме размера страницы.