22.02.2007 | 12:31

Николай Ионин. Дневники советской эпохи

В Санкт-Петербурге, в Строгановском дворце открылась выставка работ Николая Ионина. Он писал картины в самый разгар советской эпохи – в первой половине ХХ века, – но его полотна лишены налета какой-либо идеологии. Это не агитки, а впечатления простого человека. Наверное, поэтому, холсты Ионина часто называют дневником эпохи. Рассказывают "Новости культуры".

Про него говорят: Николай Ионин – художник, который не ждал успеха. Каждый день он выходил на улицу, захватив холст и мольберт, и писал то, что видел: залитую солнцем улицу в скверике на Васильевском острове, задумчивого старика, деревенские пейзажи под Новгородом. Его живопись – своеобразный дневник эпохи, искренний и живой. Правда, он был бы неполным без пейзажей нового советского времени. Как вспоминает сын художника Герман, это были, в основном, заказные работы. Приходили люди, просили нарисовать строительство метро или пестрящую красными флагами демонстрацию. "Он крестьянин по происхождению. Как-то глубоко, мудро и молчаливо, в смысле несловесного выражения, переживал эпоху и выражал все это в своих сюжетах", – рассказывает Герман Ионин.

Преподаватели в Академии художеств сразу заметили в его холстах насыщенную глубину и невероятно яркое восприятие действительности. Причем даже в заказных работах было личное. Портрет крестьянки в красном: кажется, она только на секунду отвлеклась от работы и посмотрела на художника. Оказвывается, это портрет жены Ионина. Он рисовал не ударницу труда, а любимую женщину. Исследователи говорят, что бы ни написал мастер, – заводы или виноградники, – с холстов словно веет свежестью.

"Кто ждет от искусства каких-то сильных ощущений, такой мощности, действия, он пройдет и скажет: "ну и что?". А кто вот хочет дышать воздухом искусства, разговаривать, вести диалог с холстом, то они многое здесь хорошее найдут", – убежден доктор искусствоведения Владимир Леняшин. Живопись Ионина нужно слушать. Ею нужно дышать, считают искусствоведы. Тогда, возможно, вглядевшись в ленинградский городской пейзаж 37-го года, в рабочий момент реконструкции моста Лейтенанта Шмидта, можно услышать звон молотков и голоса рабочих.