05.10.2012 | 19:33

Быть или не быть Государственному центру современного искусства на Бауманской

Сегодня в очередной раз скрестили копья сторонники и противники концепции строительства здания Государственного центра современного искусства. Это второй виток споров вокруг проекта, который был согласован во всех инстанциях и даже получил финансирование. О подробностях этой спорной ситуации – в репортаже «Новостей культуры».

ГЦСИ – старейшая институция в области современного искусства и единственная государственная. Недавно Государственный центр современного искусства отпраздновал свое 20-летие. На его счету создание сети из пяти филиалов в регионах и планомерная культурная политика: премия «Инновация», Уральская биеннале и Биеннале молодого искусства, научная, выставочная деятельность и – насколько позволяет госфинансирование – пополнение коллекции. Московское здание на Зоологической улице давно не вмещает плоды этой обширной деятельности.

У сотрудников ГЦСИ были все основания рассчитывать на изменение условий хранения и экспонирования. 16 этажей, пять тысяч квадратных метров, современное музейное здание должно было появиться у Центра в ближайшем будущем. Проект архитектора Михаила Хазанова возник не на пустом месте. Заметный московский архитектор получил премию «Хрустальный Дедал» за первое здание ГЦСИ на Зоологической. Его новый проект, уже выставленный на премию «Зодчество», был согласован на градостроительном совете Москвы дважды, при разных мэрах.

Параллелепипед, обернутый в изменчивую оболочку, будто накрытый покрывалом памятник, сначала думали строить над прежним зданием на Зоологической улице. Затем – в связи с инфраструктурными проблемами – на месте руин Басманного рынка. Федеральный бюджет выделил на строительство 5 миллиардов рублей, затем сократил финансирование до 4 миллиардов 100 тысяч. На проектирование уже потрачено около 300 миллионов. И вот неожиданно у Общественного совета при Министерстве культуры возникли вопросы к проекту Хазанова-Миндлина.

«Обсуждаемый проект не убеждает нас в том, что люди, его представившие, готовы реализовать эту задачу», – поясняет свою позицию член рабочей группы по современному искусству Александр Мамут.

Александр Мамут – инициатор Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» и арт-директор Центра современной культуры «Гараж» Антон Белов – два главных оппонента проекта Хазанова-Миндлина.

«Меня смущает цена проектирования», – признается Антон Белов.

Проект не средовой для Бауманского района, слишком дорогой и высокий, слишком амбициозный для имеющихся у ГЦСИ коллекции и концепции – вот доводы оппонентов. К числу оппонентов присоединился и художник Сергей Бугаев (Африка).

Впрочем, художническая среда отличается таким многообразием, что есть в ней и прямо противоположные мнения. Анна Желудь развернула у здания Министерства культуры свой одиночный пикет в поддержку ГЦСИ и директора Центра Михаила Миндлина. Он же совершенно обескуражен новым поворотом во вроде бы уже решенном деле о строительстве музейного здания.

«Это не просто шаг назад, это отбрасывает нас на десятилетия», – убежден он.

«Плохо то, что есть такое размежевание», – отмечает заместитель министра культуры РФ Андрей Бусыгин.

Такое непонимание, как считают многие участники обсуждения, возникло в связи с отсутствием государственной политики в области современного искусства. В ближайшем будущем Министерство культуры должно отреагировать на заседание рабочей группы общественного совета. Тогда и станет ясно, быть или не быть Государственному музею современного искусства.