23.02.2007 | 13:28

Истина в оркестровом звучании

Именно коллективу Венского филармонического оркестра оказана честь быть неизменным участником знаменитых венских концертов, которые в прямом эфире транслируются на весь мир в первый день нового года. Именно этот оркестр назначен послом доброй воли Всемирной организации здравоохранения, видимо, с учетом его исключительно благоприятного влияния на душевное здоровье. Дирижировал Даниэль Баренбойм, который владеет пятнадцатью разговорными языками и еще одним – музыкальным. Рассказывают "Новости культуры".

Рихард Вагнер, Густав Малер, Иоганнес Брамс, Джузеппе Верди, Ференц Лист, Антон Брукнер – все эти великие имена вписаны в семейный альбом Венского филармонического оркестра. Все они сотрудничали когда-то с этим оркестром, писали для него произведения, восхищались его звучанием. Уже 165 лет звучание Венского филармонического – законодатель моды во всем мире.

"Если вы спрашиваете, о том, что для нас является ориентиром в мире музыки, я скажу так: наши композиторы. Именно они пытались найти истину в оркестровом звучании, которую мы просто пытаемся пересказать", – говорит директор Венской филармонии Дитер Флури.

Еще одно явление в мире музыки – Даниэль Баренбойм. Он уже давно привык к тому, что даже на его пресс-конференции трудно попасть. Причем ему самому приходится продираться сквозь строй камер. Привык бегать от журналистов, привык репетировать с самыми лучшими оркестрами. "Я восхищаюсь Венским филармоническим. Я бы сравнил его с человеческим органом – легкими. А я как будто погружаюсь в эти легкие и там живу", – рассказывает Даниэль Баренбойм.

Основное отличие звучания Венского филармонического от большинства русских оркестров заключается в сбалансированности оркестровых групп, как внутри, так и между собой. Можно, к примеру, представить себе пульт звукорежиссера, каждая кнопка которого – отдельный музыкант. В этом оркестре настроена не только громкость, но и тембр, высокие или низкие частоты, качество звукоизвлечения – все это приведено в абсолютное соответствие с идеалом оркестрового звучания и идеей дирижера.

Это вполне понятно, так как совершенный инструмент создавали Артуро Тосканини, Карл Бем, Герберт фон Караян, Леонард Бернстайн для того, чтобы играть самые великие произведения.