23.02.2007 | 14:01

Идеи Фрейда, отраженные в искусстве

Смелость современного искусства в обращении с действительностью во многом стала возможна благодаря дерзости гения Зигмунда Фрейда, который первым открыл шлюзы общественного бессознательного. Получив неисчерпаемые ресурсы для творческого вдохновения. Современные художники пытаются материализовать это бессознательное в объектах искусства. В столичной галерее "Стелла Арт" открылась выставка работ, которые художники, увлеченные идеями Фрейда, дарили его музею в Вене. Рассказывают "Новости культуры".

"У старика был беспощадный взгляд – не было в мире такой иллюзии, которая могла бы его убаюкать, за исключением веры в собственные идеи", – так физик Эйнштейн сказал об ученом, заставившем поверить в свои идеи весь мир. В том числе и художников, которые после открытия музея доктора Фрейда в Вене в 71-м году просто выстраивались в очередь, чтобы их произведения оказались в квартире, в которой Фрейд прожил вплоть до эмиграции из Вены в 1938 году.

"Наш музей не просто мемориальный, со старыми вещами, с которых бережно стирают пыль. Музей живет, художники делают свои работы на определенную тему. Вот я, например, нахожусь в инсталляции Ильи Кабакова "Человек, улетевший в свою картину". Кабаков сделал ее из стола, принадлежавшего тем, кто жил в доме Фрейда сразу после его отъезда. Инсталляция заставляет нас задуматься о том, что значит "отсутствие"", – поясняет вице-президент фонда Зигмунда Фрейда Рудольф Дересамер.

Из музея Фрейда к нам попали инсталляция Георга Херольда "Амур и Психея" – следует изучить работу Фрейда "Остроумие и его отношение к бессознательному" 1905 года. Здесь же концептуальный проект Джона Бальдессари "Этюд с красным непрошенным гостем". Перед просмотром надо ознакомиться с этюдом ученого "Жуткое" 1919 года. "Пара ботинок" – от художницы Шерри Левин – вместилище детских воспоминаний. Впрочем, не стоит обольщаться, что все это можно понять сразу.

"Люди думают, что прийдя в музей тут же смогут схватить смысл того или иного произведения, найти фразу, слово, которое вроде как все объяснит. Но это иллюзия и предрассудок, в искусстве нет ничего от логики рассудка и языка. Здесь нужно пользоваться методом свободных ассоциаций", – утверждает профессор Университета прикладных искусств Вены Борис Маннер.

Достойным завершением всей экспозиции является кушетка австрийского скульптора Франца Уеста. Произведение искусства становится таковым, как только зритель ложится на нее. Процедура обязательная, ведь Фрейд утверждал, что только истина сделает нас свободными.