11.04.2012 | 10:41

"Депо гениальных заблуждений" от инженерного театра АХЕ – номинант на "Золотую маску"

Спектакль как приключение. В рамках фестиваля «Золотая маска» в номинации «Эксперимент» инженерный театр АХЕ из Санкт-Петербурга представил свою новую работу – «Депо гениальных заблуждений». Эту постановку театр создал на основе девяти самых влиятельных научных заблуждений последних ста лет. А «вводят зрителя в заблуждение» при помощи танца, пантомимы, инсталляций и видеопроекций. Рассказывают «Новости культуры»

Свой спектакль они начинают внезапно. Зрители еще занимают места, а в полной темноте уже движется огромный шар. Как привет от театра экспериментаторов – театру традиционному.

Зрители здесь как боги – наблюдают сверху за этими научными поисками. Трибуны – по бокам сценической площадки. Зрители, сидящие слева, не видят того, что показывают сидящим справа. И наоборот. Спустя час публику попросят поменяться трибунами. Еще раз докажут, как все относительно в этом мире. И как полезны порой заблуждения.

«Мы постоянно находимся в заблуждениях, – говорит основатель инженерного театра АХЕ Максим Исаев. – То, что мы сейчас говорим так искренне, верим в это, это какое-то наше очередное заблуждение. Я вообще уверен, что заблуждения необходимы. Зрители будут находиться в заблуждении, что они смотрят спектакль, мы будем находиться в заблуждении, что это супергениально. Потом кто-то из нас окажется прав, кто-то не прав».

Прежде чем привести первых зрителей в это «Депо гениальных заблуждений», они готовились 9 месяцев. Рассказывают, как ездили к сибирским шаманам. Учились у них специальной технике дыхания. Побывали даже в Японии.

«У меня тут один номер, он называется «Неподвижная Луна», – рассказывает актриса Наталья Шамина. – Это, собственно, чайная церемония, только она немножко с юмором сделана. Я также ездила в Японию на месяц и изучала чайную церемонию для этого номера».

Разрушители мифов, они, конечно, не читают лекции. Не демонстрируют опыты – показывают видеопроекции. Вместо научных аргументов здесь танец и пантомима. Гипотезу о том, что атомы квадратные они представляют как детскую игру в кубики. Вращение Луны – как любовный треугольник. Все – на ассоциациях, разгадать которые иногда очень сложно.

«Это собачья будка, увеличенная до размеров человеческого роста, – рассказывает основатель инженерного театра АХЕ Павел Семченко. – Каждая собака может оторвать крышу на своей будке и выйти в космос, как и человек. Каждая собака может найти свою дорогу в этой жизни, несмотря на тот мусор, который нас окружает».

Декорации в этом инженерном театре как всегда удивительны. Создаются – уже по традиции – из того, что попадается под руку.

«Мы вообще этот проект сделали как большую утилизацию окружающих наш театр районов, – говорит Павел Семченко. – Там у нас в районе раньше стояла фабрика, которая выпускал белье, и у них на складе валялось очень много рулонов резинки. Тогда мы решили прибрать ее к рукам и построили вот этот объект».

Экскурсии по этому «Депо гениальных заблуждений» театр АХЕ провел всего несколько раз в Петербурге. Теперь вот – в Москве. Эти спектакли, признаются, будут последними. Денег хватило только на то, чтобы привезти декорации в столицу. Вывозить обратно их уже не планируют – торжественно сломают после этих гастролей. Чтобы потом создать другие и для других постановок. Здесь знают: чтобы строить новое, иногда необходимо разрушать старое.

Все материалы о фестивале «Золотая маска»