01.03.2007 | 12:27

От барокко до джаза. Вечер органной музыки

Цикл "От барокко до джаза. Вечера органной музыки" завершился сегодня в Концертном зале имени Чайковского. Программа, подготовленная музыкантами Ласло Фашангом из Венгрии и Винсентом Ле Куангом из Франции, вышла за линейные границы времени и объединила в одном музыкальном пространстве разные эпохи и разных композиторов. Рассказывают "Новости культуры".

Адажио до мажор Иоганна Себастьяна Баха. Классическое исполнение. Однако барочная музыка может звучать и по-другому. Ласло Фашанг говорит, что часто мы слушаем музыку Баха, как смотрим на картины в музее: их герои в своей эпохе, а мы – в своей. Импровизация на саксофоне и органе показывает, насколько эта музыка жива и современна. "Бах тоже был молодым, и для того времени его хоралы были своего рода импровизацией, за что его даже отлучили от церкви. Я думаю, он очень современный. И мы лишь помогаем это понять, ведь импровизируя, можно объединить много стилей – от классики и фольклорных традиций до джаза. Импровизация открывает нам нас самих и тот мир, который мы можем создать", – говорит органист Ласло Фашанг.

Музыканты не стали бы задавать вопросов Баху. Говорят, как в джазе большему можно научиться, если слушать записи Майлса Дэвиса, нежели говорить с ним, так и здесь важнее всего было бы услышать, как сам Бах импровизирует на органе. "Мне кажется, все культуры говорят об импровизации. Написанная музыка приобрела значение спустя века и лишь в европейском обществе, а люди с островов Бали и Ява, индийской и японской культуры не говорят: здесь я импровизирую, а здесь я не импровизирую. Они просто говорят: я играю музыку. Ведь ноты Бетховена и Чайковского – это всего лишь бумага, а музыка должна быть живой, а значит, неотделима от импровизации", – убежден Винсент Ле Куанг.