01.03.2007 | 13:26

Русская акварель и графика периода XIX – начала XX веков

"Русская акварель и графика периода XIX – начала XX веков" из собрания Кировского областного художественного музея имени братьев Васнецовых выставлены в Москве. Представлять "Шедевры музейных коллекций" – давняя традиция Школы акварели Сергея Андрияки. Новый проект – девятая по счету экспозиция. Рассказывают "Новости культуры".

Кировскому музею повезло с земляками: помимо уроженцев Вятской губернии братьев Васнецовых, в формировании его коллекции принял непосредственное участие еще один кировчанин Николай Машковцев, который в 20-е годы возглавлял государственный музейный фонд, распределявший национализированные произведения искусства по провинциальным музеям. Во многом благодаря ему сегодня Кировский музей привез в столицу Репина, Шишкина, Рериха, Кустодиева, Врубеля, Крамского, Саврасова. Причем около четверти работ выставляются впервые. "Графика по музейным условиям может быть в экспозиции три недели, больше нельзя, так как происходит выгорание", – поясняет заведующая отделом графики Кировского музея имени Васнецовых Анна Шакина.

Кто-то на этой выставке откроет для себя новые имена: например, несправедливо забытого художника Василия Навозова. Его акварель под названием "У водоема" специалисты называют "маленьким шедевром". Другие смогут заново познакомиться с уже известными живописцами, посмотреть на их произведения буквально другими глазами. Например, Виктора Васнецова можно увидеть глазами художника Милютина. "Васнецовский портрет Милютина пастельный, необычный, выразительный. Образ Васнецова знаком нам по автопортретам, портретам других мастеров. Этот образ глубокий, сильный", – считает художественный руководитель Школы акварели Сергей Андрияка.

Авторство некоторых рисунков узнается, что называется, "по почерку": кому, кроме Васнецова, мог бы принадлежать "Спаситель"? Но есть и нетипичные произведения. О существовании одной работы Врубеля специалисты из Третьяковской галереи узнали только после того как непосредственно перед выставкой их пригласили установить подлинность его рисунков. Теперь подобного случая с экспонатами Кировского музея не повторится. Стараниями организаторов выставки впервые за 95 лет был составлен каталог музейного фонда графики.