02.03.2007 | 13:32

Американское видео в начале третьего тысячелетия

В Москве официально открылась Международная биеннале современного искусства. Подготовила смотр команда из восьми кураторов. Биеннале пройдет на пяти площадках с участием девяноста актуальных художников из тридцати стран. Основные площадки – недостроенная Башня Федерация в Москва-Сити, Московский музей современного искусства, Третьяковская галерея, Музей архитектуры имени Щусева, а также чердак Центрального Универмага столицы. Рассказывают "Новости культуры".

Современное искусство занято постоянным поиском своего места в мире. Претендуя на элитность и музейность, оно пока не завоевало себе достойного места под солнцем. Поэтому ютится на чердаках и подвалах, правда, уже элитных, и это придает остроту и пикантность самому событию. Похоже, что кураторы сознательно отказываются от привычных музейных площадок и ищут пространства, соответсвующие актуальному искусству, и это тоже становится артефактом. "Когда музей приходит на чердак, в еще недостроенный магазин, или когда искусство приходит в бизнес-центр, высотой двадцать метров и тоже недостроенный, то это, конечно, радикальный жест", – считает арт-критик Александр Панов.

Чердак ЦУМа оказался идеальной площадкой для видеоарта. Свой выбор куратор проекта Иосиф Бакштейн объяснил тем, что "современное искусство также работает в области высокой моды и представляет ту же философию жизни, но с другими акцентами". Что же касается видеоарта, то у американских художников это один из самых распространенных видов искусства. С помощью камеры они изучают повседневность, анализируют проблемы американского общества, иронизируют над собой и другими, и провоцируют зрителей.

Интересный проект представил Дженнифер Аллора. Он использовал стол вместо лодки и поплыл на нем вдоль острова. В данном случае, стол – это еще и образ, место, где должны проходить переговоры о том, кому принадлежит остров. Проект Джорджана Вольфсона называется Чарли Чаплин "Великий диктатор". "Я взял речь Чарли Чаплина из фильма "Великий диктатор" и просто убрал звуки, и его жесты стали символическими", – поясняет Джорджан Вольфсон.

Видеоарт давно уже стал интернациональным искусством, и художники разных стран говорят на одном языке. Так что вряд ли зрители смогут понять, что же такое американский видеоарт.

Все материалы по теме>>>