04.03.2007 | 13:02

Я пришел дать вам волю

Роман Василия Шукшина "Я пришел дать вам волю", по мнению режиссеров, не очень поддается воплощению на сцене. Масштабное и многогранное произведение – одно из последних сочинений писателя. Оно, скорее, предназначено для экранизации, и все же театр попытался обратиться к этому роману. Свою версию истории об атамане Степане Разине предложил зрителю театр "Сфера". О премьере спектакля "Я пришел дать вам волю" рассказывают "Новости культуры".

Кем он былна самом деле: вором и душегубом, преданным анафеме Церковью и получившим по заслугам на плахе? Сильным человеком, одержимым жаждой свободы? Удачливым атаманом, чьи подвиги воспеты в разбойничьих песнях? Степан Разин. Миф, легенда, живой человек. "Зритель, по идее, должен задуматься для себя. Кто-то подумает, что это был какой-то сабантуйщик безумный, который любил попить, погулять, подраться, поспасть с женщиной и все. А для кого-то это был заступник, человек", – считает исполнитель роли Степана Разина Анатолий Смиранин.

В спектакле рождается живой герой, из далеких эпох, но очень своевременный. "Я убедилась, что русская тема очень сейчас нужна. Она очень созвучна и тем, кто еще не потерял какого-то ощущения, откуда он и где его корни, и откуда у него этот язык, этот, а не другой", – говорит режиссер-постановщик спектакля Екатерина Еланская.

В спектакле заняты молодые актеры театра, и для Екатерины Еланской это было принципиально по нескольким причинам. Атмосфера свободы, в которой любить, драться, идти на смерть и самому ее творить так безудержно и страшно можно только в молодости. Другая причина – пластическое решение спектакля. Сложные танцевальные номера, отточенные поддержки требуют хорошей физической формы. "Нам было важно, чтобы это было неотъемлемое единое целое. Чтобы не было танцев отдельно, текста отдельно. Чтобы все срослось в единый творческий союз", – говорит хореограф-постановщик спектакля Антон Лещинский.

Минимум декораций, минимум реквизита. Однако для Разина нужен масштаб, пространство. Поэтому возникают окна проекции: огромные, до потолка. Там, за окнами, поющие петухи и зарево заката, набегающая волна и горящие города. В театре "Сфера" нет традиционного зеркала сцены. Актеры работают внутри зрительского круга, создавая "сферу общения". Идут на прямой контакт со зрителем, пытаясь вместе разобраться в том, что значит "Я пришел дать вам волю".