04.03.2007 | 13:18

Повествовательные скульптуры Мэтью Барни

В Москву прилетел Мэтью Барни – культовый современный художник, муж одной из самых странных персон нашего времени – певицы и актрисы Бьорк. Скульптор и любитель перформансов, он совмещает их в своих фильмах, которые так и называет: "повествовательные скульптуры". Впервые, в рамках Московской биеннале современного искусства, в зале Центрального дома Литераторов были показаны все пять частей фильма "Кремастер", а также девятая часть его почти бесконечной серии "Drawing restraint". Если попробовать перевести на русский язык, это будет звучать приблизительно как "Рисуя границы". Рассказывают "Новости культуры".

Совмещая видео и современное искусство, Мэтью Барни, между тем, открещивается от кинематографа. Говорит, камера ему нужна для совершенно иных художественных целей. "Все мое предшествующее восприятие – это скульптура, и мое восприятие видео основано на восприятии предметов и форм, поскольку видео я изначально использовал в качестве документирования", – поясняет Мэтью Барни. Так и возник его пятичастный "Кремастер". Из простой необходимости запечатлеть на видео созданные инсталляции. Однако в этом цикле есть нечто более – попытка представить скульптуру в пространстве, в пейзаже. Из одной части в другую Барни следует по энергетически сильным местам, "местам силы", где и разворачиваются придуманные им загадочные события.

Будь это футбольный стадион в Айдахо, над которым повисли два дирижабля: стюардессы, раскладывая виноградины в причудливые фигуры, как бы режиссируют танцевальное представление, происходящее внизу. Или же это мистическая встреча фокусника Гарри Гудини с преступником Гарри Гилмором на фоне отбивающих чечетку героев вестерна. Или, может быть, строительство первого небоскреба Крайслер, которое становится аллегорией храма Соломона, а архитектор с учеником разыгрывают масонский миф. Завораживает еще и то, что напряжение в своих работах Барни удерживает не за счет героев, а за счет предметов. Истоки этого – в юношеском увлечении жанром хоррор. "Во многих фильмах ужасов основная сила находится в предмете, а не в персонаже, и мне тоже интересно работать с предметами, обладающими потенциальной возможностью передавать эмоцию, являясь при этом инертным телом", – продолжает Барни.

Другой цикл – "Рисуя границы" – Барни начал еще в середине 80-х. Из пятнадцати частей будет показана одна: девятая. В ней художник пытается проникнуть в культуру Японии, изучив мифы об отношениях людей и китов. Два действия разворачиваются параллельно: на китобойном судне создается громадная восковая скульптура, а в одном из трюмов главные герои – Бьерк и Барни – облачаются в ритуальные японские одежды, а после, сливаясь в объятиях, подвергаются таинственному преобразованию. Бесконечные для толкований, его видеоработы в то же время настолько зрелищны, что нет смысла дотошно разгадывать их, раскладывать по полочкам. Ведь то, что создает Барни – это в первую очередь не провокация, это медитация.

Все материалы по теме>>>