11.04.2012 | 16:03

Спектакль "Безрукий из Спокэна" по МакДонаху покажет пермский театр на "Золотой Маске"

Спектакль "Безрукий из Спокэна" пермского театра "У моста" по пьесе ирландского драматурга Мартина МакДонаха покажут в четверг в театральном центре "На Страстном" в рамках фестиваля "Золотая маска", сообщили в пресс-службе центра.

МакДонах написал эту пьесу во время работы в Голливуде. Там он как режиссер выпустил короткометражку "Шестизарядник" и фильм "Залечь на дно в Брюгге", по собственным сценариям. Обе ленты заслужили высокое мнение критики.

Режиссер "Безрукого...", художественный руководитель и создатель театра "У моста" Сергей Федотов определил жанр спектакля как "психологический коМикс".

"МакДонах всегда придумывает что-то невероятное. В этой пьесе, как мне кажется, предусмотрены разные жанры внутри одного спектакля. Там есть и пародия на фильм ужасов, и пародия на какое-нибудь итальянское кино, и на комедию положений, и на триллер. Поэтому мы решили, что жанр нашего спектакля будет определяться как "коМикс". От слов "комикс" и "микс" - смесь разных жанров. И все это сплавляется реалистической живой работой артистов, которые попадают в измерения разных жанров", - рассказал Федотов.

Он работает с произведениями МакДонаха уже в пятый раз - Федотов первым в России стал широко и последовательно ставить знаменитого драматурга, выпустив спектакль "Сиротливый Запад"  еще в 2004 году. Следующими стали так называемая "линэновская"
трилогия ("Красавица из Линэна", "Череп из Коннемары" и "Сиротливый запад") и самая известная пьеса МакДонаха из "оранской" трилогии - "Калека с Инишмана". Эти спектакли не раз приезжали на всевозможные российские и международные фестивали, становились призерами и лауреатами. "Калека с Инишмана" в 2010 году стал обладателем "Золотой маски".

Федотов считает, что распространенное мнение о драматурге как о "Тарантино от театра" - в корне неверно, и было бы несправедливо и поверхностно сводить всю уникальность этого автора к отменному "черному" юмору.

"Мне кажется, что МакДонах гораздо шире. В нем есть и философия, и трагизм, и, главное, - человечность. МакДонах - гуманист. Несмотря на то, что "Безрукий из Спокэна" - такой "черный" анекдот, это очень человеческая, пронзительная история. Многие зрители плачут после спектакля, а не только смеются, как это бывает на "черных" комедиях", - поделился он.

"Безрукий из Спокэна" - первая пьеса МакДонаха, действие которой разворачивается в Америке. Вся его драматургия до этого была накрепко привязана к Ирландии - и географией, и менталитетом.

Это история о том, как 50-летний Кармайкл, в юности лишившийся руки в результате нападения хулиганов, всю свою жизнь посвящает поиску отрезанной кисти. Действие разворачивается в небольшом отеле, где главный герой разбирается с парой мошенников, которые пытаются продать ему руку какого-то неандертальца, украденную из музея.

Если в предыдущих пьесах очевидно считывались библейские аллюзии и нравственные коллизии, то в хлестком и пародийном "Безруком..." вся моральная и психологическая сторона скрыта под легкомысленной циничной историей.

"Мы до этого поставили четыре спектакля по работам МакДонаха. Но эта пьеса, родившаяся во время работы в Голливуде, - это совершенно другой мир, другой стиль. В этой пьесе даже в зародыше нет никакой морали. На первый взгляд, она жесткая, страшная, очень пародийная. Но поскольку мы давно живем в мире МакДонаха, мы знаем, что и в этой пьесе свои боль, глубина. Все равно, Кармайкл любит свою маму, и у всех персонажей есть своя любовь. Это обогащает пьесу и выводит ее совершенно на другой уровень - мифологический, философский. Фактически, это трагикомедия", - объяснил Федотов.

МакДонах помещает своих героев в бытовые, нелепые, иногда страшные ситуации. Его пьесам свойственно эпическое и философское осмысление, которое заставляет режиссеров не только выстраивать подробный психологический рисунок взаимодействия героев, но и искать адекватную форму, уходя от бытовой конкретики.

"Каждый раз, берясь за пьесу МакДонаха, мы ищем новую стилистику. Работа всегда начинается с чистого листа. Мы очень внимательно изучаем драматурга, с пьесами которого работаем. У МакДонаха "линэновская" трилогия - это одна история, очень жесткая, там много убийств, крови, ненависти, скандальные диалоги. "Калека с острова Инишмаан" - совсем другая пьеса, она не похожа на "линэновскую" трилогию. В связи с этим и спектакль у нас другой. МакДонах никогда не повторяет стилистику своих пьес, и мы каждый раз разбираемся с этими отличиями", - сказал режиссер.

Театр "У моста" по праву можно назвать авторским. Позиция Федотова заключается в уважении к тексту драматурга, успех его спектаклей связан с внимательным отношением к слову, к личной интонации, к мировоззрению автора. Встретившись на своем творческом пути с каким-то писателем, Федотов и актеры проживают с ним долгие годы.

"У нас в театре идет по три-четыре пьесы каждого автора. В репертуаре - пять спектаклей по Гоголю, три спектакля по Булгакову, три по Достоевскому, три по Шекспиру. Наш театр можно назвать авторским по двум причинам. Во-первых, режиссерский метод, наше направление связано с моим именем - так как я, в основном, ставлю спектакли. И вторая причина в том, что мы каждого автора исследуем досконально. Для меня важно в постановке открыть стилистику, авторский мир, и поэтому наши постановки все очень разные", - поделился Федотов.

Популярность Мартина МакДонаха, ставшего за последние годы одним из самых репертуарных авторов в России, связана еще и с большими возможностями для актеров, которые предлагают его пьесы. Именно в спектаклях по МакДонаху сыграл свои лучшие роли актер Иван Маленьких.

"Пьесы МакДонаха очень актерские. Все основано на артисте, на виртуозной игре. Те яркие и неожиданные характеры, которые он создает в своих пьесах - подарок для актера. В каждой его работе есть несколько ролей, сыграть которые - счастье", - считает режиссер.

По словам Федотова, достигнуть результата можно, занимаясь коллективным творчеством и постепенно выстраивая образ спектакля.
"Мы всегда сочиняем вместе с актерами, мне неинтересно придумывать заранее замысел и его воплощать. Мне интересно сочинять с артистами, и каждый спектакль рождается только из наших совместных идей. Мы сочиняем, хулиганим, колдуем, и возникает результат, который удивляет и меня, и их. Рабочий процесс связан с этюдами, с бредовыми идеями, и только в конце режиссер выстраивает последнюю версию, которая рождалась в период работы с артистами", - заключил Федотов.

Все материалы о фестивале «Золотая маска»