05.03.2007 | 19:40

Талантливый, скандальный, одинокий

Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения знаменитого итальянского режиссера Пьера Паоло Пазолини. Он снял более двух десятков картин. Среди них – "Мама Рома", "Царь Эдип", "Декамерон", "Кентерберийские рассказы". Практически каждый фильм Пазолини взрывал привычную киноэстетику и ломал стереотипы. Режиссера считали бунтарем и разрушителем морали. Однако его трактовку Нового Завета одобрил даже Ватикан. Единственное, о чем попросил Папа Римский, – это чтобы актер Энрике Иразоки, сыгравший Христа в "Евангелии от Матфея", нигде больше не снимался. Рассказывают "Новости культуры".

На роль Христа Пазолини приглашал Евгения Евтушенко. Хрущеву даже написали письмо, где уверяли Никиту Сергеевича, что Пазолини коммунист, а потому будет трактовать Новый завет с точки зрения марксизма. Заступничество не помогло. Роль Христа сыграл студент, в котором Пазолини увидел что-то от Фиделя Кастро. "Это было очень жесткое, очень революционное Евангелие. Оно показывало Христа и тех, кто его окружал, как борцов против социального гнета и социальной несправедливости", – рассказывает киновед Андрей Плахов.

Сын учительницы и родовитого офицера, Пазолини мог вращаться в элитных кругах, но предпочитал компанию бедняков. Именно маргиналы стали героями сначала его романов, а потом фильмов. "Он абсолютно не боялся запаха человека. Он приближался к нему так плотно, смело и откровенно. Он не боялся той бездны, в которую попадал", – говорит режиссер Иван Дыховичный. "Именно он нашел такие потрясающие типажи среди обычных людей, которые даже классики неореализма найти не смогли", – отмечает Андрей Плахов.

Самые любимые персонажи переходили у Пазолини из фильма в фильм, соединяя воедино его драмы о современности и исторические картины. "Он легко переходил из одной эпохи в другую. Это было ему дано. Он был человеком Возрождения", – продолжает Андрей Плахов. "Он снимает Средневековье, Возрождение так, как будто сам в них живет. Он демонстрирует это прямо в кадре. Что, вы думаете, изменилось? Да ничего. Вопросы все те же", – замечает Иван Дыховичный.

Проблемы религии, насилия и чувственности занимали Пазолини всю жизнь. Но был и еще один вопрос, который задавал себе великий итальянец: "Зачем создавать произведения, если так приятно просто мечтать о них?" Оставшиеся после Пазолини двадцать пять фильмов и более пятидесяти книг дают исчерпывающий ответ на этот вопрос.

Читайте также:
К юбилею Пьера Паоло Пазолини

Воплощение итальянского духа