06.03.2007 | 13:53

Бразильский колорит. Эйтор Вила Лобос

"Нас двое варваров в Париже: я и Вила Лобос", – писал Сергей Прокофьев, намекая на непривычные для европейского уха колорит и темперамент музыки бразильца. Однако именно в Париже композитор Эйтор Вила Лобос получил первое признание. Помимо огромного количества сочинений, он написал шеститомный труд "Практическое руководство для изучения фольклора". К сожалению, на русский эта книга так и не была переведена. 5 марта – 120 лет со дня рождения знаменитого бразильского композитора. Рассказывают "Новости культуры".

"Смотри, что ты делаешь: едешь и свистишь по струне", – так Николай Комалятов говорит всем ученикам, потому что каждый гитарист играет сочинения Эйтора Вила Лобоса. Бразильский фольклор наделил музыку необыкновенной красотой. Количество произведений – мнения расходятся – в диапазоне от тысячи до двух. Есть из чего выбрать.

Богатством репертуара гитаристы обязаны не только Вила Лобосу, но и Андресу Сеговии – испанскому гитаристу. Встреча музыкантов произошла в Париже и очень испугала Сеговию. Даже многие годы спустя, сидя на своей вилле, он вспоминал, как темпераментный бразилец попросил у него гитару и извлек аккорд ужасной силы. Сеговия испугался за свой инструмент, а Вила Лобос решил сочинять как можно больше для гитары.

"Мы далеко ушли от того времени, когда встречались Сеговия и Вила Лобос. И за это время всякие сочетания звуков случались. Так что ничего страшного", – считает профессор Российской академии музыки имени Гнесиных. Однако в главной библиотеке страны страшное все же усмотрели. Когда готовили выставку, посвященную Вила Лобосу. Порой круглая дата со дня рождения композитора – хороший повод вспомнить о том, насколько полно представлены его сочинения в фондах библиотеки. Именно в марте этого года выяснилось, что из более, чем 1200 сочинений композитора в фондах находится лишь 200 наименований, – то есть шестая часть.

Впрочем, в этой шестой части есть настоящие раритеты: четыре автографа композитора. Все они – посвящение пианисту Артуру Рубинштейну, который в начале 20-х годов гастролировал по странам Латинской Америки и не мог не заметить тогда еще молодого композитора. "Благодаря Рубинштейну Лобос смог реализовать свои творческие планы во всех смыслах: он поддержал его материально, что важно. Помог выехать в Европу", – рассказывает главный библиограф Музыкального отдела Российской государственной библиотеки Татьяна Горшкова.

Так Вила Лобос стал известен и в Европе, где кроме прелюдий, "Шоро" или "Бразильской бахианы" мало что знают даже специалисты. Однако у музыкантов есть один секрет: если надо спеть или сыграть что-нибудь на бис, безошибочный вариант – Вила Лобос.

Читайте также:
Вила Лобос Эйтор: "Моя музыка – это зеркальное отображение Бразилии"