06.03.2007 | 18:15

"Статуя Цереры" Рубенса в двух вариантах

Предназначенной для "гурманов" назвал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский выставку, открытую сегодня в этом крупнейшем музее России. Здесь представлены всего два полотна – варианты одной и той же картины великого фламандского живописца Питера Пауля Рубенса "Статуя Цереры". На ней изображено изваяние эллинистической богини плодородия, которую Рубенс видел в собрании Боргезе в Риме.

Первый вариант, написанный в 1615 году, был приобретен в составе коллекции графа Кобенцля Екатериной Великой для Эрмитажа в 1768 году. Второй, относящийся к 1615 – 1617 годам, некогда находился в собрании в Гамбурге, а сейчас принадлежит коллекционеру из Швейцарии Герману Байелеру.

В Эрмитаже отмечают, что "Статуя Цереры" относится к периоду так называемого "классицизма" в творчестве Рубенса, когда он нередко обращался к образам античного искусства. Об этой небольшом полотне искусствоведы говорят, что, "сделав центральным образом картины конкретный исторический памятник, Рубенс ищет в нем живую модель, наполняя статичную форму движением". Картина имеет немало живописных и графических повторений. Однако работа из собрания швейцарского коллекционера занимает в этом ряду особое место, поскольку исполнена Рубенсом собственноручно и считается авторским вариантом.

Посетители Эрмитажа смогут составить свое мнение об обоих полотнах. Им предстоит сравнить "эрмитажный" вариант, исполненный Рубенсом совместно с его современником Францем Снейдерсом, и "швейцарского". Выставка продлится до июня 2007 года.