07.03.2007 | 15:08

Рубенс для гурманов

"Только для гурманов" – так определил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский выставку, которая открылась сегодня в Петербурге. Полотно "Статуя Цереры" Питера Пауля Рубенса предстало перед посетителями сразу в двух вариантах. Первый – 1615 года – приобрела еще Екатерина Великая. Второй, написанный позже, принадлежит коллекционеру из Швейцарии. Рассказывают "Новости культуры".

Иллюзия зеркального отражения: две Цереры лицом к лицу в узком пространстве Итальянского кабинета Эрмитажа. Швейцарская работа долгое время считалась утерянной. Впрочем, даже после того как нашлась, ее приписывали не Рубенсу, а его ученикам. Только исследования дубовой рамы и спектральный анализ красок поставили все на свои места, а полотно встало в один ряд с оригинальным Рубенсом. "Заключение специалистов было таково: в этой картине девяносто процентов Рубенса, десять процентов чужого. Но ведь давно известно, что и на Эрмитажной версии, например, вот эту гирлянду создал не сам Рубенс, а его друг и соратник Франц Снейдерс", – говорит швейцарский коллекционер Герман Байелер.

Это напоминает игру: на первый взгляд картины абсолютно одинаковы. Заметить, что на Эрмитажной версии бант, скрепляющий фруктовую гирлянду, развязан, а младенцы целомудренно прикрыты драпировкой, в отличие от швейцарской работы, можно, разве что вооружившись лупой. Правда, по мнению искусствоведов, гораздо сложнее различия объяснить. "Очень интересно посмотреть, что художник изменил, что он оставил и почему, потому что это проникновение в психологию. А это и есть задача истории искусства – проникнуть в психологию художника", – считает Михаил Пиотровский.

Рубенс часто копировал свои картины на продажу. Причем если он считал, что у заказчика нет художественного вкуса, то просил ученика выполнить версию, и лишь в финале добавлял несколько штрихов, а уж если за заказ брался сам, то обязательно что-то изменял. Повторяться даже в шедеврах для Рубенса было немыслимым.

Читайте также:
"Статуя Цереры" Рубенса в двух вариантах