11.04.2012 | 20:00

В Петербурге пятилетние работы по реконструкции Малой сцены БДТ близятся к завершению.

Второй сезон подряд все спектакли Большого драматического театра имени ТовстонОгова идут на сцене петербургского ДК имени Горького – обе «родные» площадки находятся на реконструкции. Напомним историю вопроса: основная сцена БДТ на ФонтАнке закрылась на ремонт в середине 2010-го. Труппа ожидала переезда на Малую сцену – театра на Каменном острове, который, в свою очередь, реставрировался с 2007-го. В декабре того же 2010-го было объявлено о полном завершении работ – торжественно, но, как выяснилось вскоре, преждевременно. Но теперь реставраторы утверждают: этой осенью вторая сцена БДТ наконец-то будет готова к работе. Рассказывают «Новости культуры».

В мире сохранилось всего три театра, построенных в первой половине XIX века из дерева. Один в Чешском Крумлове, другой – в Архангельском под Москвой, третий – в Петербурге на Каменном острове. Восьмиколонный коринфский портик, светло-серые стены – необыкновенно легко и изящно. Пример позднего классицизма. Сегодня строители говорят: реставрация театра завершена на 95 процентов. Хотя еще год назад было официальное открытие. Но потом сразу несколько ведомств выступили с замечаниями. К примеру, Ростехнадзор потребовал усилить противопожарную безопасность. В ложах первого и второго ярусов дверные проемы оказались не 80 сантиметров, а 75.

«Здесь есть некоторые отступления из-за того, что здание историческое и невозможно менять его параметры, и есть некоторые отступления от сниповских норм и отступления, которые сейчас получились по факту исполнения», – объясняет генеральный директор реставрационной компании Павел Михайлов.

Из-за 5 сантиметров возник серьезный спор. Разбивать стену? Нельзя! Здание историческое. В итоге компромисс нашли: количество зрительских мест в ложах сократят – и в случае ЧП люди смогут быстрее покинуть бельэтаж. Свои замечания высказали и в Комитете по охране памятников Петербурга. На потолке эксперты разглядели не только росписи в технике гризайль, но и совсем не живописные трещины. Реставраторы объяснили: здание театра дает усадку – ведь работы идут почти пять лет.

«Потому что театр жил, – говорит заместитель директора по производству и реставрации реставрационной компании Людмила Голубева и вот этот долгий период строительства – сначала делали фундаменты, потом перегружали здание… Любое здание должно пожить, поэтому были трещины и будут трещины».

Эта сцена – вторая площадка БДТ имени Товстоногова. Два театра, как брат с сестрой – похожи друг на друга. Одни и те же серо-голубые интерьеры. Цвет белых ночей Петербурга. Именно таким был летний театр на Каменном острове почти 200 лет назад.

«Здесь конечно давали водевили, давали оперу, давали комедии, – рассказывает тетаровет Ирина Шимбаревич. – Привозили отсюда учениц императорского хореографического училища с улицы Любви – улицы Зодчего Росси. Они были уже в пачках, были уже одеты, они были уже приуготовлены, чтобы танцевать».

И вот теперь, спустя два столетия, – здесь вновь поднимут занавес. Правда, покажут не комедию Каратыгина «Двое за четверых», как это было в XIX веке, а работу современного режиссера Андрея Прикотенко.

Точной даты, когда именно откроют Каменноостровский театр – пока нет. Но достоверно известно одно: произойдет это осенью 2012-го года. Сезон откроют спектаклем Карло Гальдони «Трактирщица», в главной роли – Ксения Раппопорт. Это будет двойная премьера: зрители увидят новый спектакль на новой сцене.