08.03.2007 | 14:13

Действие происходит в недалеком будущем

Вахтанговская постановка сказки Карло Гоцци "Принцесса Турандот" была настолько удачной, что не только стала символом театра, многие выучивали ее наизусть. Во время Великой Отечественной войны столичная труппа играла знаменитый спектакль на омской сцене вместе с местными коллегами. Позднее омичка Марина Есипенко блистала в роли Турандот в Москве. Теперь московский режиссер Юрий Муравицкий поставил сказку о капризной китайской принцессе в Омском академическом театре драмы. Впрочем, его постановка на хрестоматийную вахтанговскую совсем не похожа. Рассказывают "Новости культуры".

Омская "Турандот" вне хрестоматийной вахтанговской поэтики. На смену масок комедии дель арте пришел жесткий милитари-дизайн. Ремарка в программке: "действие происходит в недалеком будущем". Это не влияние "Звездных войн". Все это есть у Гоцци, и на этом Юрий Муравицкий делает акцент. "Для меня отправной точкой была ситуация, которая в пьесе самой рассказана. Ситуация, когда действие происходит после глобального конфликта, войн, которые прокатились по всему миру и разбросали героев этой пьесы по всему миру. И потом эти герои неожиданно встречаются в Пекине", – поясняет Юрий Муравицкий.

На сцене условный Пекин, странное вневременное государство, но почему-то до боли знакомое. Зритель невольно становится участником некоего телевизионного ток-шоу. Интеллектуальность женихов у Гоцци Турандот измеряла тремя загадками. Неверное решение, – голова с плеч. Страсть к экстремальным ощущениям была и будет свойственна человеку всегда, только подача разная. Так считает режиссер. "Сейчас человек, у которого абсолютно преобладает клиповое мышление, который смотрит телевизор, где картинки сменяются с бешеной скоростью, он уже не может три раза слушать, как в мексиканском старом сериале о том, что собственно происходит на сцене. Как бы немножко несоответствие целевой аудитории", – говорит Муравицкий.

Аудитория разделилась на тех, кто в эйфории, и тех, кто в недоумении. "Очень жесткий и, на мой взгляд, очень молодежный спектакль. У меня даже такая легкая грусть, потому что я очень многое еще понял про этот спектакль: жалко, что у нас все так происходит. Спектакль об этом, о нашей жизни, о нашей молодежи сегодняшней", – рассказывает актер Омского театра Владимир Майзингер. Мэтры омской драмы – в спектакле на втором плане. Главное, как написано в ремарке, – "действие происходит в недалеком будущем". У каждой эпохи своя "Турандот".