08.03.2007 | 14:40

По лабиринтам сознания

Где провести персональную выставку, если художник живет и работает попеременно в трех столицах – Москве, Риге, Париже? Виктор Кротов, мастер романтического сюрреализма, выбор сделал в пользу Москвы и подготовил для зрителей несколько премьер. О "Лабиринтах Сознания" – так называется экспозиция – рассказывают "Новости культуры".

Химеры и мотыльки, инфанты и единороги, ножи и скрипки – что между ними общего? Все они вполне мирно уживаются в сознании художника. Он называет свою манеру " романтический сюрреализм", и хотя "сюрреализм" в искусстве предполагает бесконтрольный поток сознания, у Виктора Кротова сознание организовано четко. Каждая картина – воплощение мига, сна и жизни, вспышка мысли и чувства, остановленное и исследованное мгновение. Разгадывать картины-шарады Виктора Кротова очень увлекательно.

Три зала: красный, голубой и белый. Вход в первый – зеркальный. Что можно рассмотреть, расположив друг напротив друга два зеркала? Оказывается, бесконечную дорогу исследования себя, людей, жизни, космоса. Сюрреализм для Кротова – это сказка для взрослых детей, придуманная головой и сердцем. "Работают не руки, работает компьютер внутренний – мозг. Если художник беспомощен возле своей палитры живой, он беспомощен и в другом", – утверждает Виктор Кротов.

На холстах, картоне, фотографиях и в "цифровой живописи" – последнее увлечение художника – все вне логики, но лишь на первый взгляд. Если присмотреться, – алгебраическая точность. Однако даже такой хорошо продуманный и четко выверенный проект не обошелся без странного поворота. По замыслу художника, картина "Восьмая реинкарнация Моны Лизы" должна была стать финалом вернисажа. При полном стечении народа и соскальзыванием черного покрывала. А повесили ее вверх тормашками.

Двойной финал в музыкальном произведении или драматическом спектакле – явление вполне распространенное. Двойной финал на вернисаже, выставке живописных работ – явление уникальное. "Восьмая реинкарнация Моны Лизы", казалось бы, поставила точку. Но "День полночного рассвета" поставил вопросительный и восклицательный знак. Полотно, написанное по мотивам "Тайной Вечери", смотрится как послание из XXI века. Вопросительный знак – в названии картины. "День полночного рассвета" настоятельно требует расшифровки, и у каждого она будет своя.