09.03.2007 | 12:31

Совпадения. 9 марта 2007 года

Джузеппе Верди как-то сказал: "Аплодисменты являются неотъемлемой частью некоторых видов музыки. Их следует вписывать в партитуру". Великий итальянец знал, о чем говорил. На протяжении всей жизни его сопровождал успех, а ведь в свое время, когда 19-летний Верди пытался поступить в Миланскую консерваторию, ему посоветовали выбрать другое призвание. Теперь эта консерватория носит имя композитора.

***
9-го марта 1797-го года в Санкт-Петербурге по приказу Павла Первого началось строительство Михайловского замка. Раньше на его месте стоял деревянный дворец Елизаветы, где император провел детство. В мемуарах Павла есть такая запись: "На этом месте я родился, здесь хочу и умереть". Так и случилось: Павел Первый был убит в Михайловском замке 11-го марта 1801-го года.

***
В 1837-м году, 9-го марта, шеф жандармов Александр Бенкендорф получил высочайшее повеление: корнета лейб-гвардии гусарского полка Михаила Лермонтова перевести тем же чином в Нижегородский драгунский полк, стоявший в Грузии. По пути к новому месту службы, в Москве поэт случайно встретил соученика по юнкерской школе – Николая Мартынова. Приятели почти каждый день завтракали вместе, обсуждали дела. Об этой их московской встрече знают разве что специалисты, а вот последняя известна всем. 27-го июля 1841-го года под Пятигорском Лермонтов был убит Мартыновым на дуэли.

***
9-го марта 1291-го года родился правитель Вероны, покровитель Данте – Кангранде Делла Скала. По фамилии этого славного рода назван знаменитый оперный театр в Милане. 9-го же марта 1842-го года в Ла Скала всего после двенадцати дней репетиций с триумфом прошла премьера оперы Джузеппе Верди "Набукко". Жизнь композитора была настолько тесно связана с Ла Скала, что говорить о простых совпадениях не приходится. На сцене театра были поставлены все двадцать шесть опер Верди.

Итальянские патриоты называли его "маэстро итальянской революции" за приверженность идеям свободной Италии. Социальный подтекст опер Верди ярко проявился и в ХХ веке, когда профсоюзы Италии начали борьбу за то, чтобы опера перестала быть элитарным искусством. Спектакль, открывший сезон 1972-го года в Ла Скала, сыграли дважды: сначала для избранной публики, а затем – для рабочих. Это была опера Верди "Бал-маскарад".